Индексная страница Написать письмо

ВЛАДИМИР ЩЕРБАКОВ, председатель ВКП
7 февраля 2002 г.

Уважаемые участники конференции, дорогие коллеги, товарищи!

Мировое сообщество вступило в двадцать первый век под знаком глобальных процессов и проблем, которые все более начинают определять судьбу человечества. Растущая взаимозависимость стран и народов, несмотря на все различия в уровнях развития, общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, экологию, культуру, безопасность и многое другое, достигла такой стадии, которую стали обозначать термином "глобализация".

Научный и не всем понятный термин "глобализация" появился вроде бы неожиданно, хотя постепенное сближение стран и континентов характеризует всю историю человечества. Но в последние десятилетия производительные силы привнесли в жизнь людей невиданные перемены. Создающееся у нас на глазах глобальное сообщество изменяет мир радикальнее и быстрее, чем все открытия и научные прорывы прежних веков.

Скорость и глубина этих перемен бросают вызов способности человека, всего человечества ориентироваться в новом мире, соответствующим образом адаптировать свое сознание. Появилось в мире и мощное сопротивление глобализации - движение антиглобалистов. Все это еще раз подчеркивает необходимость разобраться в происходящем, попытаться ответить на вопрос, как глобализация повлияет на положение трудящихся и что нужно делать для предупреждения и устранения ее негативных последствий. Поиск решений - дело общее. В нем должны быть заинтересованы не только профсоюзы, а все ветви и уровни власти в странах СНГ, межгосударственные органы, политические партии, в целом все слои общества и, конечно, наука. Вызовы глобализации требуют этого.

Существует много определений глобализации. Упрощенно, на наш взгляд, можно было бы сказать, что глобализация - это такое состояние мировой экономики, когда хозяйственное развитие большинства стран и регионов планеты тесно связано между собой, производственная кооперация и специализация достигают всемирных масштабов, транснациональные корпорации становятся преобладающей формой собственности. Глобализация - это процесс, движимый новыми технологиями в области электронной коммуникации и транспорта, который дает возможность информации, людям, капиталам и товарам пересекать границы и достигать самых отдаленных уголков планеты с небывалой быстротой.

Этот процесс пытаются регулировать. Созданы институты мировой экономики: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и другие. Для стран, желающих вписаться в новую мировую систему, сформулированы экономические правила, которые базируются на рекомендациях "Вашингтонского консенсуса" и условиях "золотого корсета" (соответствующий материал роздан). А это - открытость, дерегуляция и приватизация национальных экономик, в определенной степени ограничение суверенитета. При этом упускается из вида социальное измерение глобализации. В то время как для профсоюзов - главное социальная цена присоединения к глобальному рынку.

Ясно, что глобализация многопланова и ведет к созданию единого хозяйственного механизма в планетарном масштабе. По каким законам будет работать этот механизм? Будет ли он основан на принципах системы ООН, где каждая страна имеет голос, каждый народ может влиять на решение касающихся его проблем - или на принципах акционерного общества, в котором вопросы решаются в зависимости от величины капитала того или иного участника?

Международные валютно-финансовые учреждения, по сути, толкают мир на второй из этих путей. Нам же представляется чрезвычайно важным именно в условиях глобализации укрепление позиций ООН и ее специализированных органов, включая Международную организацию труда. Ведь конвенции и рекомендации МОТ создают в сумме своей ту международно-правовую базу, которая способна стать всемирным трудовым кодексом и ограничить любой произвол на складывающемся мировом рынке труда.

Как всякий объективный процесс глобализация имеет свои положительные и отрицательные стороны. Давайте попытаемся рассмотреть их максимально объективно, оценивая, прежде всего, влияние глобализации на положение трудящихся, деятельность профсоюзов и возможные последствия для развития социально-экономической ситуации в мире и, в первую очередь, в нашем обширном регионе — СНГ.

Надо сказать, что страны СНГ еще очень сильно "выпадают" из процессов глобализации. Об этом, в частности, говорят следующие показатели.

Капитализация всех стран СНГ, определяемая, как известно, вводом новых мощностей, размером фондовых рынков, ростом конкурентоспособности производства, внедрением ноу-хау и новых разработок, хоть и растет, но в сумме примерно соответствует величине капитализации всего одной серьезной компании типа "Джонсон и Джонсон" (130 млрд. долл.).

Весьма слабы финансовые рынки государств СНГ, которые в развитых странах функционируют круглосуточно, в реальном времени, легко преодолевая национальные границы. Так, на 300 валютных биржах стран СНГ суточный оборот в сумме достигает всего 1,8 млрд. долл., в то время как в мире – 2 трлн. долл.

Электронная торговля в Содружестве делает только первые робкие шаги. В мире насчитывается 130 опорных пунктов электронной торговли, из них только 2 действуют в СНГ.

В этих условиях только правильно выстроенная национальная политика может помочь извлечь пользу из глобализации и смягчить ее негативные социальные последствия.

Глобализация может содействовать широкому распространению современных технологий и методов организации труда, свободному и быстрому обращению капиталов, росту зарубежных инвестиций, расширению возможностей для развития инфраструктуры, облегчению контактов между людьми.

Но в то же время глобализация не только не ликвидирует и не уменьшает, а консервирует и усугубляет неравенство между странами и народами, – так называемым, "золотым миллиардом" и огромным большинством населения Земли, между различными общественными слоями в каждой стране, между отдельными людьми. За последние 30 лет глобальная экономика растет примерно на 2-3% в год, и за это же время разрыв между богатыми и бедными странами увеличился в 10 раз.

По данным ООН, в мире сегодня насчитывается 140 млн. полностью безработных и почти треть трудоспособного населения планеты составляют частично безработные, свыше 1 млрд. человек живут в полной нищете и около половины населения Земли относятся к числу бедняков, получая менее 2 долларов США в день. Полтора миллиарда людей не смогут дожить до 60 лет, более 800 млн. лишены нормального здравоохранения, свыше 30 млн. больны СПИДом, 840 млн. постоянно недоедают, 125 млн. детей не могут посещать школу.

Снизились уровень и качество жизни у большинства граждан стран СНГ. В среднем по Содружеству безработица за десять лет выросла почти до 10%. А это около 12 млн. человек.

Доля граждан в СНГ, живущих за чертой бедности, составляет 20-40%. Среднемесячная заработная плата колеблется от 10 долларов США в Таджикистане до 125 в Казахстане. Еще более низкий уровень пенсий.

По имеющимся данным, вхождение в мир глобализирующихся экономик становится возможным тогда, когда средний доход на душу населения превышает 800 долларов в месяц. Это ставит для нас задачу более активно включиться в борьбу за повышение заработной платы, попытаться сделать ее центром социально-экономической политики государств на ближайшую перспективу.

Еще один аспект, который требует нашего осмысления. Глобализация с ее новейшими технологиями, ростом производительности труда и в дальнейшем будет вести к сокращению числа работающих и, прежде всего, рабочих. И уже сегодня в некоторых аудиториях всерьез обсуждается тема общества «20 на 80», где только 20 процентов населения будут активно работать и потреблять, а 80-ти процентам населения, в основном из отсталых и развивающихся стран, куда попадают и государства Содружества, остается надеяться только на благотворительную помощь. И уже говорят о социальных резервациях. Даже если это не проблема сегодняшнего дня, мы возмущены самой постановкой такого вопроса.

Кроме этого, рост безработицы и нищета приводят к массовой миграции из бедных регионов в регионы с более высоким жизненным уровнем. И самые суровые иммиграционные законы не остановят это движение. Эта тенденция уже сегодня отчетливо прослеживается во всем мире. Ее мы видим и в странах СНГ, причем миграция здесь все более приобретает нелегальный характер. Например, только в России на заработках, по разным оценкам, находятся до 5,5 млн. нелегальных мигрантов из стран СНГ. В ряде регионов образуются национальные диаспоры из числа мигрантов.

Профсоюзы не могут закрывать глаза на эту проблему и должны продумать меры по защите трудящихся-мигрантов, исходя из всей сложнейшей ситуации с занятостью. Во многом разрешить эти противоречия могло бы формирование общего рынка труда на территории стран Содружества, в разработке концепции которого ВКП принимала самое активное участие.

Учитывая, что мир свободной конкуренции создает большие риски для стабильного предпринимательства, профсоюзам необходимо уделить больше внимания системам социальной защиты. Тем более что Конституции большинства стран СНГ декларируют принадлежность их к социальным государствам, провозглашают права человека и гражданина приоритетными. Вместо этого на деле мы видим тенденции в ряде стран СНГ к переходу на платную медицину, полностью накопительную пенсионную реформу, к повышению затрат населения на образование, отказу от системы социального страхования безработных и другое.

В целом такая ситуация опасна: ведь значительная часть населения может выразить несогласие с правительствами, проводящими курс глобализации, воспротивиться безжалостной конкурентной борьбе, а то и восстать против чуждых ценностей, против громадного разрыва между богатством и бедностью, против безразличия к потерпевшим.

Это признают многие лидеры международных организаций и стран, руководители религиозных конфессий и неправительственных организаций, в том числе и профсоюзов, женских, молодежных организаций, а также видные ученые и даже представители отдельных транснациональных компаний.

Поэтому сегодня, как никогда раньше, профсоюзам необходимо активнее включаться в выработку социально-экономической политики в государствах СНГ с целью устранения проявляющихся негативных явлений.

Политика стран Содружества, на наш взгляд, могла бы строиться на основах национального возрождения без самоизоляции и конфронтации с внешним миром, путем наращивания конкурентных преимуществ. Нам необходимо осознать роль государственного регулирования в этих вопросах и всю бесперспективность догоняющего развития. Для этого должна быть разработана стратегическая структурная, научно-техническая, промышленная, аграрная политика.

В центре такой политики должны быть четыре столпа.
Это — Достойный труд (включая все его условия: само рабочее место, зарплату, охрану труда и технику безопасности, экологию и др.).
Это — Социальное обеспечение с сохранением полностью или частично принципа социальной солидарности. Только в этом случае возможен мобильный рынок труда и перемещение рабочих мест.
Это — Социальный диалог.
И, наконец, это — Права человека. Здравоохранение, образование, культура должны быть доступны всем.

Особо хотел бы остановиться на образовании. Ведь знания людей дают конкурентные преимущества любой стране и привлекают в нее инвестиции. Поэтому в странах СНГ должен быть обеспечен свободный доступ к образованию.

Система образования в СССР была одной из лучших в мире. Сейчас во многих странах СНГ идет ее реформирование. Важно не только сохранить достоинства системы, но и усовершенствовать ее с учетом требований времени.

И здесь важную роль могли бы сыграть информационно-коммуникационные технологии, которые создают громадные новые возможности для получения образования. К сожалению, в странах СНГ они в достаточной мере еще не внедрены, только 2% семей имеют дома компьютер. В России, например, 75% населения ни разу в жизни не пользовалось компьютером. На его покупку, кстати говоря, нужно израсходовать в среднем от восьмимесячной зарплаты в Казахстане и России до восьмилетней - в Таджикистане. В то время как жителю развитой страны мира достаточно одной месячной зарплаты. Про Интернет я уже не говорю, 91% пользователей им относятся к «золотому миллиарду» богатых жителей Земли.

Все это создает два параллельных мира. Те, у кого высокий доход, образование и коммуникации, получают свободный и молниеносный доступ к информации. Для остальных — он труден, медленен и дорогостоящ. Когда люди из этих двух миров конкурируют между собой, отсутствие доступа к информации лишает бедных всякого шанса.

Для стран СНГ встает задача полного освоения современных информационных технологий. Справедливости ради нужно сказать, что в ряде государств Содружества уже предпринимаются шаги в их распространении, а в России даже принята государственная программа по этому вопросу.

И мы обязаны учитывать эту новую ситуацию и видеть ее социальное измерение. Ведь внедрение информационных технологий не только создает возможности для многократного роста эффективности производства, но и открывает путь к усилению эксплуатации работников, поскольку приводит к индивидуализации трудового процесса, развитию дистанционного труда ("современного электронного надомничества"), передаче принятия производственных решений на более низкий уровень. Такое развитие существенно меняет традиционные подходы к проблемам охраны труда и производственной среды, правовых гарантий, социальной защиты, оплаты труда и тем более мотивации профчленства и форм профсоюзной работы на всех ее уровнях.

Кстати сказать, информационно-коммуникационные технологии (или сокращенно ИКТ) могли бы активнее использоваться профсоюзами в своей работе. Можно было бы проводить опросы, распространять информацию, согласовывать позиции, проводить акции солидарности, протеста, "виртуальные" заседания своих исполнительных органов.

Глобализация экономики, ИКТ постепенно изменяет организационную структуру производства и социальную структуру общества. При этом высвечиваются две тенденции: ускорился процесс преобразований крупных предприятий в транснациональные корпорации при одновременном широком использовании ими деятельности малых и средних предприятий. Напомню, что на малых предприятиях, по некоторым данным, занято почти половина работающих в мире. При этом степень эксплуатации трудящихся на них нередко значительно выше. Уже сегодня профсоюзам нужно уделить больше внимания малым предприятиям и задуматься в этой связи над своей будущей структурой. На секциях, я полагаю, состоится более подробное обсуждение этой проблемы.

Но основные производительные силы современного мира принадлежат крупным компаниям-производителям, тем транснациональным корпорациям, полем деятельности которых является вся наша планета. В современном мире насчитывается около 40 тысяч ТНК. Среди них 500 крупнейших имеют совокупный продукт, превышающий 60% мирового валового продукта. На них занято почти 85 млн. человек. 93% их штаб-квартир расположены в США, Западной Европе и Японии. А среди 50 самых больших ТНК - 27 - американского происхождения.

ТНК стремятся принести в страны, куда они вкладывают свои капиталы, собственную социальную идеологию, привычные им нормы трудовых отношений. Известно, что в США, например, низка степень охвата работающих профсоюзным членством, слабое социально-трудовое законодательство, недостаточно развита колдоговорная система, работодатели открыто провозглашают целью создание на предприятиях «беспрофсоюзной среды».

Те же принципы американские ТНК пытаются применять в странах СНГ, их примеру следуют и некоторые западноевропейские компании. Мы знаем немало случаев, когда они стараются не допустить создания профорганизаций на своих предприятиях или максимально ограничить их возможности, ввести практику заключения срочных индивидуальных трудовых контрактов вместо коллективных договоров, пренебречь национальным социально-трудовым законодательством. Наверное, у всех в памяти борьба за создание профсоюза в известной фирме «Макдональдс».

Поскольку же ТНК устанавливают зарплату, хотя и не на американском или европейском уровне, но более высокую по сравнению с отечественными предприятиями, трудящиеся нередко молчат, когда нарушаются их права.

Тем более важно создать на всех предприятиях ТНК, расположенных на территориях стран СНГ, сильные профсоюзные организации и систему обмена информацией между ними для выработки общих требований на коллективных переговорах и проведения солидарных действий. Мы считаем, что общими усилиями национальных профцентров и международных отраслевых профсоюзных объединений этого можно добиться. Хотя дело тут не простое - не будем забывать, что в наших странах имеется более двух тысяч филиалов и дочерних предприятий ста крупных ТНК.

Вырвавшийся на глобальные просторы капитал кровно заинтересован в том, чтобы создать такую мировую систему, которая обостряла бы противостояние рабочих разных стран. ТНК заинтересованы в том, чтобы находить те места и страны, где заработная плата была бы минимальной, налоги незначительны, государственное вмешательство неощутимо.

Таким вызовам глобализации профсоюзы должны противопоставить глобализацию профсоюзного движения. Мы об этом заявляли почти десять лет назад. Мировое профдвижение в целом еще не выработало единой, целостной программы действий в отношении процесса глобализации. Вместе с тем, анализ документов последних конгрессов всех трех мировых профцентров показывает близость их подходов к проблеме глобализации и ее социальным последствиям. Это внушает надежду на то, что такую позицию разработать возможно. ВКП готова в этом участвовать.

Еще в 1977 году, как известно, Международная организация труда приняла "Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики". Наряду с утвержденным ООН в 1973 году "Кодексом поведения ТНК", этот документ имеет и сегодня большое значение для организации профсоюзных действий в защиту национальных интересов и отстаивании законных прав работников ТНК. В нем четко записано, что деятельность ТНК должна полностью учитывать цели развития и социальные задачи данной страны.

Наши профсоюзы могут и должны пользоваться этими и другими международными документами во взаимоотношениях с ТНК, ясно понимая при этом, что практическое их выполнение не будет автоматическим. Защищать интересы трудящихся придется путем переговоров и борьбы по каждому конкретному вопросу.

Например, ставить задачей ликвидировать громадную разницу в оплате труда между работниками предприятий одной и той же ТНК в государствах СНГ и в странах размещения штаб-квартир сегодня явно нереально. Но может быть, стоило бы взять курс на поэтапное сближение размеров зарплаты трудящихся наших предприятий со средним ее уровнем в компании? Или ориентироваться на прожиточный минимум в стране пребывания ее штаб-квартиры?

Касаясь темы ТНК, не могу не сказать о структуре национальных производителей в странах СНГ. Сегодня те крупные объединения, которые формировались в бывшем СССР, в ходе приватизации были в основном разукрупнены, хотя при соответствующей трансформации и инвестициях многие из них могли бы достойно участвовать в конкурентной борьбе с мировыми ТНК.

Создание финансово-промышленных групп (как национальных, так и межгосударственных) не дало той отдачи, на которую рассчитывали. Хотя сегодня успешно функционирует ряд крупных компаний, которые по существу являются транснациональными корпорациями. Это РАО "ЕЭС России", "Газпром", "Лукойл" и другие.

На них действуют профсоюзы. Для создания гарантий по ведению коллективных переговоров по инициативе ВКП главами правительств государств-участников СНГ было подписано соответствующее межгосударственное соглашение. Будущее рассудит эффективность работы профсоюзов в этих объединениях, но тот факт, что, например, в рамках "Лукойла" действует соглашение, которое защищает трудящихся компании, работающих в 16 странах мира, сбрасывать со счетов нельзя.

Хотелось бы подчеркнуть еще одну особенность транснационального капитала. В странах СНГ он направляется в основном в сырьевые отрасли, и практически нет (или очень мало) его инвестиций в отраслях, непосредственно работающих на конечный спрос населения.

С таким производственным багажом страны СНГ входят в мировой рынок, и становится все более актуальным вопрос об их будущем в новом мире. Очевидно, что шансы быстрой адаптации к условиям глобализации у стран Содружества невелики. При этом мы ясно себе представляем, что наши страны не могут обеспечить своим гражданам лучшую жизнь в изоляции от внешнего мира.

Мировая экономика сегодня развивается по таким правилам, что страна, претендующая на достойное место в ней, должна постоянно наращивать свой экспортный потенциал, торговать на мировом рынке на условиях Всемирной торговой организации, деятельность которой, как известно, направлена на либерализацию международной торговли и создание максимальной конкуренции на рынке товаров и услуг.

Не отрицая преимуществ во внешней торговле, которые предоставляются членам ВТО, мы должны реально знать, какую цену нашим странам придется заплатить за вступление в эту организацию, и стоит ли нам туда торопиться? Известно, что три страны СНГ (Киргизия, Грузия, Молдавия) уже вступили в ВТО и их представители могут поделиться на конференции результатами этого вступления.

Но если посмотреть статистические данные по принятым за предыдущие пять лет в ВТО 14 странам, то совершенно явственно прослеживается тенденция: чем слабее страны, чем меньше у них валовый внутренний продукт на душу населения (кстати, самые низкие показателя и в этом плане у Киргизии – 300 долларов на человека, Монголии - 350, Молдовы – 370 и Грузии – 620), тем, как правило, больше тарифных уступок они вынуждены были сделать в ходе переговоров.

Многие страны СНГ занимают далеко не передовые места в мире и по рейтингу конкурентоспособности, не имеют достаточных технических и финансовых ресурсов для выработки, а, главное, для эффективной реализации требуемых в ВТО правил и стандартов по большинству параметров производимой продукции. Если сейчас все предприятия СНГ перевести на европейские нормы, то, по оценке экспертов, 80% их разорится, а рынки будут полностью захвачены западными фирмами. Сегодня удалось ввести в виде стандартов СНГ лишь половину евронорм и правил. Потребуется масштабная переаттестация экспортной продукции, в первую очередь машиностроительной, химической, текстильной, пищевой, что ставит дополнительный барьер перед странами СНГ.

Нашим странам трудно рассчитывать на успех в жесткой конкуренции даже в относительно отдаленной перспективе. В то же время неблагоприятные последствия в виде сокращения производства в важных для национальной экономики отраслях и большого высвобождения работников долго себя ждать, видимо, не заставят.

Для профсоюзов принципиально важно, чтобы в вопросе о вступлении в ВТО преобладали не политические мотивы, а экономическая и социальная целесообразность. Мы должны не только требовать этого от правительств, но и искать другие пути влияния на принятие решений.

Одновременно трудящиеся стран СНГ вполне могут воспользоваться весьма высокими трудовыми стандартами стран-членов ВТО в своих целях. Дешевая рабочая сила, невыплаты зарплаты, отсутствие профсоюзов, использование детского труда, низкие стандарты техники безопасности и защиты окружающей среды на ряде предприятий в странах СНГ снижают себестоимость продукции, т.е. создают преимущества при конкуренции на мировых рынках. Именно поэтому развитые страны могут требовать включения в международные соглашения положений о трудовых тарифах и более высоких стандартах, касающихся условий труда и прав рабочих.

В целом решение о вступлении в ВТО должно быть хорошо выверенным, просчитанным, причем не только с положительной стороны, но и с отрицательной. Мы все должны понимать, что нашим странам предстоит вступление в ВТО. При этом встает вопрос – как минимизировать потери, как защитить национальные интересы, насколько быстро вступать в ВТО и на каких условиях?

Нужно правильно выстроить свою политику в отношении негативных последствий присоединения к ВТО, как это сделал, например, Китай, выставив десятки своих условий участия в ВТО. Надо также уточнить приоритеты. К примеру, думается, не следует присоединяться к договоренностям ВТО по гражданской авиации, к другим необязательным соглашениям. Следует крепко подумать над совместной защитой наиболее уязвимого аграрного комплекса, чтобы не превратиться в общемировую свалку некачественного продовольствия. Япония и Республика Корея, например, не хотят открывать свои агрорынки. Кстати, Россия сейчас производит продуктов животноводства меньше, чем закупает, а экологически чистое мясо вполне можно "делать" и в СНГ. Иными словами, вопрос о направлениях и темпах либерализации глобальных товарных потоков поставить вполне закономерно.

Во многом смягчить вхождение в глобальный рынок стран Содружества может их региональная группировка. Не случайно ВКП, объединяющая профсоюзы почти всех стран СНГ, выступает за интеграцию и всячески содействует этому процессу.

По имеющимся данным, наиболее развитые страны СНГ в совокупности обладают примерно десятком таких макротехнологий, само применение которых принципиально исключает возможность конкуренции с разработчиком. Наряду с еще сохранившимися производственными и кадровыми, сырьевыми и научно-технологическими возможностями, это и составляет основу потенциала Содружества. Страны СНГ просто обязаны пустить их в дело, ибо от этого без преувеличений в решающей мере зависит будущее новых государств и их народов.

Для Содружества представляется особо важной нацеленность на кардинальную реконструкцию производственного аппарата, на использование внутренних факторов глобализации - особенно в области транспортной, энергетической, агропромышленной и информационно-коммуникационной составляющих экономик.

В области транспорта ситуация в целом благоприятствует СНГ: из 9 международных транспортных коридоров, намеченных к развитию мировым сообществом, 3 проходят через СНГ. У стран Содружества имеется реальная возможность уже в ближайшие годы многократно увеличить объем транспортных услуг мировому сообществу. Это касается всех видов транспорта.

По производству электроэнергии государства-участники СНГ находятся на четвертом месте в мире, ими производится примерно 10% мирового объема электроэнергии, в отрасли занято около 2 млн. человек. В результате параллельной работы энергосистем практически всех государств начал складываться общий энергорынок СНГ. А ежегодная эффективность от этого составляет полтора - два млрд. долларов, практически без каких-либо дополнительных расходов.

В Содружестве постепенно формируется механизм общего аграрного рынка, что может привести к уменьшению импорта продовольствия из стран дальнего зарубежья на 2-3 млрд. долларов в год и повысить продовольственную безопасность государств СНГ. Ведь сейчас доля импортных товаров в товарных ресурсах розничной торговли составляет в Казахстане – 40%, в России – 36%, в Таджикистане – 33% по продовольствию и 80% по непродовольственным товарам.

Все имеющиеся в СНГ потенциальные возможности следует рассматривать как вполне конкретные резервы увеличения объемов производства и торговли, а, следовательно, экономического и социального роста.

Сейчас, когда признано, что Содружество занимает в мире не соответствующее его потенциалу место в процессах глобализации экономики, культуры, нравственности появляется возможность перевести центробежные силы в центростремительные и сделать все, чтобы Содружество стало серьезным региональным объединением, одним из центров глобального мира, а люди, проживающие в наших странах, могли бы в полной мере воспользоваться плодами глобализации.

Благодарю за внимание.