Индексная страница Написать письмо

НОВОЕ ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ СИЛЬНЫХ ПРОФСОЮЗОВ
Из доклада председателя ВКП В.П. Щербакова
на международной научно-практической конференции
"Актуальные проблемы развития профсоюзного движения в странах СНГ"
18 июня 2002 года,    г.Чолпон-Ата, Кыргызская Республика

В этом году в апреле исполнилось 10 лет реформирования ВКП в международное профсоюзное объединение. Это первая круглая дата в жизни нашей Конфедерации и предстоящий съезд, по нашему мнению, будет подходить к оценке работы ВКП во многом с этих позиций.

А прошедший десятилетний период дает серьезную пищу для размышлений.

16 апреля 1992 года на первом конгрессе ВКП в ее состав вошли 7 национальных профцентров – Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и 38 международных отраслевых объединений профсоюзов. В последующие годы к ВКП присоединились профцентры Молдовы, Грузии, Украины, МОПы работников госучреждений и железнодорожников. Таким образом, за истекшие годы, несмотря на всю сложность политической и экономической ситуации в странах СНГ, мы не только не потеряли членство, но приросли количественно и качественно, что говорит само за себя.

Сегодня с учетом мнений, высказанных на прошедших съездах национальных профцентров, МОПов, отраслевых профсоюзов государств, на заседаниях Исполкома ВКП, совещаниях, собраниях профсоюзного актива можно сказать, что за этот период решено несколько важнейших, поистине исторических задач.

1. Профдвижению в новых независимых государствах удалось выстоять в существенно изменившейся обстановке, в условиях проходивших экономических реформ и политических перемен. Создана новая правовая база деятельности национальных профцентров, выбрана и осуществлена на практике их собственная модель профсоюзного реформирования.

Профдвижение сумело за прошедшие годы найти адекватные формы и методы работы в рыночной экономике, укрепить позиции в общественно- политической жизни государств Содружества.

Однако определенным кругам не угодны сильные, самостоятельные организации трудящихся. Они не оставляют попыток проверить профсоюзы на прочность, ограничить их законные права, создать помехи в текущей работе, изолировать их от трудовых коллективов.

Но предпринятые в некоторых странах Содружества попытки разрушить профсоюзы, либо свести их роль к новому варианту "приводных ремней" властных структур не увенчались успехом. Не прошла и линия на создание "параллельных" профорганизаций.

2. Сохранена общность профсоюзного движения на территории СНГ, созданы условия для совместных действий профсоюзов наших стран в интересах трудящихся Содружества. Не последнюю роль при этом играет взаимная выручка и солидарность всех наших национальных профцентров, поддержка мирового профсоюзного движения.

3. Национальные профцентры принимают энергичные меры по организационному и финансовому укреплению профсоюзных рядов. Эта линия находит понимание и поддержку профсоюзных масс.

На прошедших в Белоруссии, Казахстане, у вас - Кыргызстане, России, Таджикистане съездах приняты документы, которые предусматривают большую ответственность за выполнение решений, более строгую профсоюзную дисциплину. Это отражает осознание того факта, что справиться со стоящими перед профсоюзным движением задачами нам будет под силу только при должной организации. Именно в этом случае профсоюзы могут заставить "власть предержащих" считаться с собой, способны надежно выполнять свои функции по обеспечению социальной защищенности трудящихся и, в первую очередь, эффективно осуществлять социальное партнерство и одновременно быть готовыми к проведению результативных массовых коллективных действий, твердо отстаивать свои собственные права и свободы.

Новое время требует сильных профсоюзов.

4. Решена сложнейшая задача по отстаиванию профсоюзной собственности, закреплению ее за национальными профцентрами. Это дало возможность профсоюзам сегодня быть дееспособной и независимой организацией.

5. Национальные профцентры и международные отраслевые объединения профсоюзов вошли в мировое профсоюзное сообщество и заняли в нем подобающее место.

В решении этих задач ВКП всегда оказывала своим членским организациям конкретную практическую помощь.

Все это наше общее достояние, с которым мы подошли к нашему общему десятилетнему рубежу.

Какие же основные выводы мы можем сделать из анализа развития профдвижения стран СНГ за истекшие годы?

Первое: профдвижение на постсоветском пространстве, несмотря на все потрясения прошедшего периода, показало свою стойкую жизнеспособность и высочайшие возможности.

Второе: нам нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо активизировать работу по решению стоящих сегодня перед профдвижением актуальных проблем и тем самым создавать условия для его дальнейшего успешного развития.

Одной из самых серьезных проблем, стоящих сегодня перед нашим профдвижением, является претворение в жизнь, реализация на практике принятых национальными профцентрами и другими профорганами решений по организационному и финансовому укреплению профсоюзных рядов. Анализ показывает, что это целый комплекс тесно взаимосвязанных между собой задач, работа над ними порой идет сложно и противоречиво и не на все вопросы удается дать однозначные ответы.

Главным для нас всех является утверждение настоящей профсоюзной демократии, преодоление еще сохраняющегося кое-где "парада суверенитетов", который приводит к вседозволенности, неподконтрольности, неподотчетности профсоюзных структур, "рыхлости" всего профсоюзного движения, "размыванию" профсоюзных денежных средств.

За истекший период профдвижению удалось вернуть многое из утраченного в этом смысле. Огромную положительную роль сыграли предыдущие отчеты и выборы в профсоюзах в середине 90-х годов. Не всего желаемого удалось достичь, но тогда на собраниях, конференциях и съездах уже были поставлены серьезнейшие, концептуальные проблемы развития профдвижения, заложены предпосылки к его дальнейшему укреплению. Чего стоит только осознание того, что национальный профцентр должен быть действительно крепким, что отраслевой профсоюз представляет собой единую целостную структуру, а не объединение самостоятельных членских организаций, и что приоритет первичной организации перед всеми другими профсоюзными звеньями – это путь, ведущий профдвижение в тупик.

Более глубокий и ощутимый "прорыв" в направлении укрепления профдвижения был сделан в нынешнюю отчетно-выборную кампанию. Многим национальным профцентрам и отраслевым профсоюзам удалось закрепить в отношении профсоюзной дисциплины уже завоеванное ранее, и даже пойти в чем-то дальше, усилить ее. Произошли некоторые сдвиги и в осуществлении эффективной финансовой политики, большей централизации денежных профсоюзных средств. Появилось новое: если раньше вскользь, то теперь со всей определенностью во многих случаях были подняты вопросы совершенствования профсоюзной структуры.

Проблемы обеспечения единства профдвижения имеют место и в отраслевом разрезе. Например, в России и некоторых других государствах по сей день вне структуры отраслевых профсоюзов остаются некоторые их бывшие территориальные организации, становятся иногда самостоятельными профсоюзами профорганизации предприятий. Дополнительно осложняет ситуацию нежелание некоторых первичных организаций находиться в обслуживании территориальных отраслевых профорганов. Определенную напряженность создает воздействие финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций - ФПГ и ТНК.

Видимо, и здесь играют определенную роль какие-то пристрастия, а, может быть, и неудовлетворенность работой отраслевых профорганов и профсоюза в целом. Присутствует, наверное, также стремление некоторых руководителей предприятий, в том числе ФПГ и ТНК, иметь у себя "карманные" профсоюзы. Нельзя, как нам кажется, сбрасывать со счетов и экономические факторы, расслоение самих профсоюзов на "богатые" и "бедные" организации, несовпадение их интересов, нежелание "богатых" делиться с "бедными". Не исключено, что они являются в некоторых случаях даже преобладающими.

ВКП всегда выступала и выступает за единство профсоюзного движения. Мы убеждены, что в любом случае во главу угла должны быть поставлены общепрофсоюзные интересы во имя его дальнейшего успешного развития, укрепления профсоюзной солидарности. И над всем этим нам придется серьезно работать.

Если профсоюзы рассматривают социальное партнерство как основную форму работы по социальной защите трудящихся, то мы неминуемо должны придти к выводу, что профсоюзная структура должна соответствовать хозяйственной и управленческой структуре.

В целом сегодняшняя профсоюзная структура оказалась приспособленной к современным хозяйственным механизмам, показала свою жизненность, как по вертикали, так и по горизонтали.

Социальное партнерство осуществляется на уровне и первичных организаций, и отраслевых профсоюзов, и территориальных межсоюзных профобъединений, и национальных профцентров.

Из этой схемы, в своей основной массе выпадают территориальные отраслевые профорганы, а попросту – обкомы и приравненные к ним звенья, за исключением, правда, некоторых обкомов бюджетных отраслей, у которых оказались социальные партнеры в регионах. Но в той или иной степени, и здесь в целом нашелся выход.

Несмотря на упомянутое мной обстоятельство, обкомы, как подтверждает практика, - крайне необходимое звено профсоюзной структуры. От них во многом зависит эффективность деятельности первичных организаций. Однако находились в свое время "горячие головы", ставящие под сомнение целесообразность существования этих профорганов. Действительно, многие обкомы сегодня ослаблены, потеряли желаемую работоспособность. Но мы убеждены, что по мере улучшения финансовой ситуации в профсоюзах имеющиеся на сегодня проблемы среднего отраслевого звена будут решены и оно в новых условиях еще раскроет свои возможности.

Но тем не менее, совершенствовать профсоюзную структуру надо. Надо, потому что жизнь не стоит на месте и ставит перед профсоюзами все новые задачи с различными нюансами и оттенками.

Мы убеждены, что речь может идти только о создании новых, гибких форм профсоюзных органов, видоизменении и оптимизации отдельных элементов структуры и ни в коем случае не о ее коренной "ломке".

Что такое новые, гибкие формы профсоюзной структуры? Да это, в том числе, городские и районные советы председателей комитетов профсоюзов, вызванные в жизнь, в первую очередь, необходимостью осуществлять социальное партнерство на этом уровне. Здесь они хорошо помогают обкомам. Такие советы созданы и активно действуют уже во многих наших профцентрах.

Причем это действительно добровольные объединения, а не те, навязанные когда-то "сверху" во время "Ставропольского эксперимента" горрайсовпрофы.

Гибкость структуры особенно нужна в связи с созданием и развитием на пространстве СНГ деятельности уже упоминавшихся выше вертикально структурированных ФПГ и ТНК, вбирающих в себя предприятия разных отраслей вместе с их профорганизациями.

Надо признать, что это довольно острая и болезненная тема, вокруг которой ведется сегодня много дискуссий.

Можно соглашаться или быть против процессов глобализации экономики, но она и, как следствие ее, – ФПГ и ТНК стали объективным фактом. И профсоюзную структуру надо приспосабливать к этой реальности. Причем приспосабливать так, чтобы органично соблюсти интересы как профорганов ФПГ и ТНК, осуществляющих социальное партнерство, так и профсоюзов отраслей, на базе которых эти группы и корпорации строятся. В этом и должна состоять ее гибкость.

Обеспечить эту гибкость, как показывает практика, можно с помощью формирования такого органа, как совет председателей или представителей профорганизаций, входящих в данную ФПГ или ТНК.

Конечно, дело обстоит совсем не просто. И совсем не случайно, я выше упоминал о напряженности в профдвижении, которое вызывает воздействие ФПГ и ТНК. Определенные противоречия между профсоюзными структурами в ФПГ и ТНК с одной стороны и отраслевыми профсоюзами и территориальными профобъединениями - с другой, имеются. И не только: порой возникают разногласия между самими "отраслевиками", "отраслевиками" и "территориалами".

Однако мы считаем, что они вполне могут быть урегулированы.

Многие помнят, что когда-то существовала профкарта СССР. В ней была четко расписана принадлежность министерств, ведомств, комитетов и т.д., а, следовательно, и подчиняющихся им предприятий, учреждений и организаций, к тем или иным отраслевым профсоюзам. Многочисленность прежних союзных органов управления обусловливала согласно профкарте практически адекватное количество отраслевых профсоюзов.

Сегодня органы управления государств значительно изменились и укрупнились. Появились новые структуры: агентства, государственные корпорации и тому подобное, "замыкающие" на себя предприятия разных отраслей. Между самими отраслями в ряде случаев стерлись прежние четкие границы. А отраслевые профсоюзы государств по сути так и остались "привязанными" к прежней профкарте.

Правда, часть из них сменила свое название, да появилось несколько новых профсоюзов, в основном предпринимательской сферы деятельности.

Некоторые отраслевые профсоюзы с большим трудом ищут в этих условиях своих социальных партнеров. Находят их, но каких: на уровне департаментов или еще ниже. Да и партнер, часто, оказывается не один, а сразу несколько и с ними со всеми вместе трудно бывает договориться.

Есть у некоторых наших коллег мнение: а целесообразно ли это? Зачем, с практической точки зрения, нужно наличие такого большого числа отраслевых профсоюзов? В западных странах их количество 10-15, а у нас втрое больше. Не всегда можно перенимать западный опыт, но считается, что здесь он вполне оправдан и для нас пригоден.

Как видится, укрупнение профсоюзов позволит решить и финансовые проблемы, сконцентрировать профсоюзные денежные средства, обеспечить необходимую работоспособность профсоюзных структур.

Говорят, что о своем укрупнении стоило бы подумать не в последнюю очередь профсоюзам отраслей, на которых базируются ФПГ и ТНК. Тогда были бы решены многие проблемы.

Да, мы согласны, что профдвижению в современных условиях нужны большие, мощные профсоюзы, опирающиеся на широкие массы трудящихся, и поэтому способные эффективно осуществлять защитную деятельность.

Однако в любом случае действовать в этом направлении, укрупнять отраслевые профсоюзы можно только на основе их строгой добровольности, без всякого нажима "сверху". Только в этом случае укрупнение даст положительный эффект.

Может быть, работающие сегодня в некоторых государствах ассоциации родственных отраслевых профсоюзов и явятся исходной точкой этой работы? Время покажет.

Серьезные структурные вопросы ставит и все увеличивающееся количество малых предприятий в ряде наших стран. Необходимо будет изучить и осмыслить влияние этих процессов на существующую профсоюзную структуру с тем, чтобы, может быть, так же гибко "вписать" в нее малые предприятия.

Укрепление профсоюзного движения может и должно быть обеспечено и за счет работы над усилением мотивации профсоюзного членства.

Это вполне понятно: чем больше трудящихся в профсоюзных рядах, тем сильнее профдвижение, тем больше профсоюзных взносов, и, значит, мощнее финансовая база профсоюзов.

А между тем, имеет место устойчивая тенденция к снижению численности членов профсоюзов. За истекшее десятилетие профсоюзные ряды сократилась почти вдвое. Было 141 миллион, сегодня – 73 миллиона. Хотя эта тенденция в последнее время несколько ослабла, но только с 1997 г. профсоюзы потеряли 12 миллионов человек. Причины: объективные и субъективные факторы. Объективные факторы (закрытие производств, безработица, миграция, уход людей в неформальный сектор экономики и т.д.) похоже, "свою роль отыгрывают или уже отыграли". В сегодняшних условиях начинают превалировать субъективные факторы утраты профчленства. Главный из них – трудящиеся не чувствуют реальной пользы от профсоюзов.

С субъективными факторами по силам справиться самим профсоюзам и за счет этого можно удержать профчленство на приемлемом уровне или поднять его. Насколько – зависит от самих профсоюзов.

Мы в ВКП начали заниматься проблемами мотивации почти 10 лет назад. Выпустили в свет 3 серьезных, по отзывам наших членских организаций и разных профорганов, аналитических материала по этому вопросу.

В разное время преобладала роль то одних, то других отдельных мотивационных факторов и мы их указывали, может быть в дальнейшем появятся какие-то другие, но, по крайней мере, уже тогда было и сегодня в целом ясно, что мотивационная работа – это повседневная, кропотливая профсоюзная работа во всем ее многообразии и учетом каждой мелочи. Причем на всех уровнях – от национального профцентра до профгруппы.

Тем не менее многие профсоюзные работники и активисты продолжают ждать от вышестоящих профорганов дополнительных универсальных рецептов, с помощью которых без особых усилий можно будет решить мотивационные проблемы.

На наш взгляд, главная опасность состоит в том, что многие профорганы, занимаясь законотворчеством, защитой социально-трудовых прав коллективов (все это необходимо), не доходят до конкретного человека, не пропагандируют результаты своей деятельности, не придают значения и не желают заниматься рутинной внутрисоюзной работой. И часто этим грешат профлидеры в самом низу, в первичных организациях, там, где и решаются, главным образом, проблемы мотивации. И на такие организации нам надо обращать самое пристальное внимание.

Предстоит проводить организаторскую и пропагандисткую работу по созданию профсоюзных организаций там, где их нет. При этом придется действовать настойчиво, творчески, к каждому конкретному коллективу и человеку "подбирать свои ключи".

На протяжении нескольких лет повторяется расхожая фраза, что малый и средний бизнес - почти неосвоенный профсоюзами участок. Но это серьезная база для роста профсоюзного членства и осваивать ее надо, несмотря на все трудности, на антипрофсоюзные настроения хозяев, крайний индивидуализм многих наемных работников. Сумели же наши коллеги из Федерации профсоюзов Кыргызстана "прорваться" даже на вещевые рынки Бишкека, создать там из продавцов и "челноков" профсоюзные организации! Мало того, помогли заключить им с администрацией рынков коллективные договоры.

Необходимо активно претворять в жизнь концепции работы профсоюзов с молодежью, принятые рядом наших национальных профцентров и другими профорганами. Молодежь – это основной резерв как собственно для пополнения профсоюзных рядов, так и для обновления профсоюзных кадров.

То, что профсоюзам необходимо заниматься собственной кадровой политикой, причем постоянно, системно, ясно стало уже давно. Ясно уже более 10 лет назад, когда не стало ни партийных, ни советских, ни комсомольских органов, откуда черпались подготовленные, в общем-то, в том числе, и для работы в профсоюзах в социалистическое время кадры. В силу определенных обстоятельств нельзя теперь рассчитывать на хозяйственников и чиновничий корпус. Значит, и сегодня и в будущем в кадровых вопросах профсоюзам приходится опираться только на свои силы.

Что такое системная кадровая политика? Это поиск, воспитание, обучение, выдвижение, обновление кадров.

На данный момент системность в проведении кадровой политики профсоюзами большей частью утрачена. Звенья прежде единой цепочки разорваны. Резко сужена база поиска, сам термин "воспитание" рассматривается нередко как атрибут прежних времен, имеются серьезные сложности в обучении, резерв на выдвижение остается большей частью на бумаге.

Нам придется заниматься системной кадровой политикой на всех уровнях, потому что от качества кадров во многом зависит будущее профдвижения. И крайне будет необходим баланс, как молодых, так и опытных профсоюзных кадров, сплав энергичности, работоспособности одних и мудрости других. Причем, омолаживая кадры, мы должны подумать о тех, кому они приходят на смену, не оставлять их без внимания, трудоустройства, социальной поддержки.

Профсоюзные кадры, как выборные, так и работники аппарата должны соответствовать своим оппонентам или социальным партнерам и по уровню квалификации. Те подготовлены очень хорошо в разных областях знаний, и нередко, в том числе, как противодействовать профсоюзам.

Оглядываясь на много лет назад, нельзя не признать, что прежняя система обучения, подготовки кадров и актива снизу доверху была весьма продуманной, даже совершенной. Мы убеждены, что принципы той системы могут быть эффективными и в современных условиях. Другое дело, что учить кадры и актив надо по-новому, исходя из реалий сегодняшнего дня, максимально приближенно к жизненным ситуациям, используя хорошо зарекомендовавшие себя активные формы обучения.

Серьезные положительные сдвиги в работе по обучению кадров и актива происходят практически во всех наших национальных профцентрах. На обучение не надо жалеть средств, они окупятся сторицей.

Одна из самых актуальнейших наших проблем сегодня – информационная работа.

Что она сейчас значит в нашу информационную эпоху, вас убеждать, я думаю не надо. То, что налаживаются информационные связи между профорганами, в профсоюзные структуры внедряются новые современные компьютерные технологии, идет обмен информацией через "Интернет", безусловно, очень хорошо.

Но это – обмен информацией внутри "замкнутой" профсоюзной системы.

А нам нужна информация для членов профсоюзов, широких масс трудящихся. Профсоюзы много для них делают, но что делают – все это большей частью остается "втуне".

Мало того, против профсоюзов активно работает ряд средств массовой информации. И на "льющийся" из них негатив профсоюзы должны давать соответствующий ответ.

Имеющиеся ограниченные возможности профсоюзов позволяют доводить информацию только до профорганов, штатных работников, узкого круга актива. Даже это во многом помогло бы решить проблему, если бы эта информация шла дальше – к трудящимся. Однако она большей частью так и оседает на уровне обкомов или в кабинетах профкомов.

Что могло бы помочь в улучшении информационной работы? Наверное, развитие собственных профсоюзных средств массовой информации, более тесное общение профлидеров с людьми, максимальное использование для освещения деятельности профорганов профсоюзных собраний. Этим всем предстоит заниматься.

Нам следует и далее вместе защищать права профсоюзов. Права и гарантии профсоюзов неотъемлемы от прав человека – такое понимание мы должны энергично и повседневно внедрять в сознание всего общества.

Без соответствующего "правового поля", без достаточного "набора" профсоюзных прав и свобод, профсоюзные органы не могут эффективно выполнять свои функции. И профдвижение в целом не может успешно развиваться.

Однако неумолимая логика современной жизни такова, что активизация борьбы профсоюзов за жизненные права и интересы трудящихся нередко вызывает настойчивое стремление властей и работодателей законодательно ущемить права и свободы профсоюзов, лишить их тех или иных рычагов влияния на протекающие в обществе процессы.

Мало того, и так ограниченные права и свободы профсоюзов во многом не соблюдаются.

Все это мы видим на многих фактах.

Понятно, что для защиты своих прав и свобод профсоюзам необходимо работать с парламентами, самим "пробиваться" в них, создавать там фракции, группы, другие структуры, сотрудничать с законодателями, опираться в работе на общепринятые международные нормы, а если необходимо, проводить коллективные акции протеста.

В этой связи хотелось бы отметить активную и результативную деятельность в органах законодательной власти профсоюзов Казахстана, России, Украины и других наших государств.

И впредь нам всем надо искать наиболее эффективные способы отстаивания профсоюзных прав и свобод, использовать в этой работе все предусмотренные законодательством рычаги.

По мере вхождения государств Содружества в мир глобализирующейся экономики все в большей степени обнажается противоречивость интересов наемных работников и работодателей, проблемы регулирования социально-трудовых отношений становятся все более острыми, что делает необходимым совершенствование систем социального партнерства в наших странах, укрепления роли профсоюзов в этом процессе.

При этом следует иметь в виду, что опыт функционирования систем социального партнерства в странах с развитыми рыночными отношениями насчитывает уже не один десяток лет, но до сих пор не существует какой-либо универсальной модели партнерских отношений, которую можно было бы повсеместно применять в готовом виде. Так, при общности исходных положений, на которых там созданы и функционируют системы социального партнерства, они несут на себе отпечаток национальной специфики, соответствуют политическим, экономическим условиям этих государств, отражают их исторические и культурные традиции.

Поэтому использование модели социального партнерства, близкой к некоторым западным образцам, в ряде стран СНГ оказалось не во всем удачным опытом.

Как известно, реализация принципа трипартизма в социальном партнерстве требует четко обозначенных сторон, готовых к сотрудничеству, и того, чтобы эти стороны были способны выполнять свои функции эффективным образом.

Мы анализировали ход заключения и выполнения соглашений и коллективных договоров в странах СНГ на разных уровнях. Из года в год отмечался низкий уровень выполнения принятых сторонами обязательств. Причиной такого положения был, в основном, слабый контроль за соблюдением соглашений и практически полное отсутствие ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.

В системе социального партнерства, как правило, слабым звеном на общенациональном, отраслевом и региональном уровнях оказались и остаются объединения работодателей. Остается во многом нерешенной проблема реального представительства работодателей низового уровня в отраслевых соглашениях, что делает последние скорее декларациями о намерениях, чем реально работающими документами.

Тем не менее, следует отметить, что законодательство, регламентирующее правовое положение социальных партнеров и определяющее формы и методы их взаимодействия, в большинстве стран Содружества в основном сформировалось и играет свою положительную роль в предотвращении перерастания социальных конфликтов в острые формы. Это важно в условиях, когда экономика стран СНГ становится частью глобального рынка.

Как никогда актуальным становится тезис о необходимости ответить на глобализацию экономики глобализацией профсоюзного движения, выдвинутый в свое время ВКП. Сегодня он находит все большее понимание в мировом профсоюзном сообществе. Профдвижению нашего региона предстоит определить свое отношение и к антиглобалистскому движению.

Но, прежде всего, это – защищать и отстаивать как в регионе СНГ, так и на международном уровне интересы трудящихся и профсоюзные права, выдвигая на первое место социальные аспекты любых возникающих в мире процессов и тенденций.

Для нас, профсоюзов, важно, что в последнее десятилетие ООН стала активно продвигать идеи справедливого социального развития, возлагая на национальные власти ответственность за его результаты. Это совпадает с интересами профсоюзного движения.

ВКП располагает постоянным консультативным статусом при ряде специализированных учреждений системы ООН, включая (что особенно важно!) Международную организацию труда и Экономический и социальный совет ООН. Эти статусы – не регалии, они дают профсоюзам нашего региона возможность, используя ВКП как удобный канал, вносить свой вклад в укрепление социального вектора политики ООН. Нет нужды убеждать вас в том, что это в интересах не только объединяемых нами организаций, но и всех трудящихся мира.

В будущем нам, несомненно, предстоит сделать все, чтобы голос профсоюзов нашего региона по-прежнему был слышен в системе социальных учреждений ООН, прежде всего, в ЭКОСОС, и в Департаменте общественной информации. Необходимо вновь поставить на регулярную основу нашу работу в комиссиях ЭКОСОС по социальному развитию и равноправию женщин, которые мы выбрали в качестве приоритетных.

Из своего положения в Международной организации труда нам надо стараться извлечь как можно больше пользы. С одной стороны, мы предоставляем МОТ свои возможности для продвижения ее идеалов и политики на пространстве СНГ, помогаем ей в реализации курса на активное партнерство в регионе, с другой - стараемся привлекать опыт, влияние и инструментарий МОТ для решения острых социально-экономических проблем в странах Содружества.

В свое время мы предложили МПА государств-участников СНГ призвать парламенты стран Содружества ускорить ратификацию важнейших, в том числе и всех основополагающих, конвенций МОТ. Наша инициатива нашла положительный отклик. В результате за последнее время в МОТ поступило от наших стран 73 новых ратификации. Это очень хорошо, но жизнь идет далее. Например, недавно принята новая конвенция о запрещении наихудших форм детского труда, которая сразу же была причислена к разряду основополагающих. По данным МОТ, ее пока ратифицировали лишь две страны СНГ, а важнейшую для наших трудящихся конвенцию о защите зарплаты – шесть.

Однако мы понимаем: главное – не в ратификации, а в строгом соблюдении ратифицированных конвенций. Значит, их положения должны не только учитываться в национальных законодательствах, но и выполняться в повседневной жизни. Профсоюзы стран СНГ, как и любой иной страны, вправе следить за этим и в случае нарушений со стороны правительств или работодателей обращать на это внимание не только своих властей, но и МОТ.

В целом профдвижение стран СНГ должно активнее заявлять о своих позициях на международной арене, наращивать усилия по налаживанию всемирного профсоюзного единства. Этому, безусловно, должен способствовать принятый нами и оправдывающий себя принцип открытости для сотрудничества со всеми течениями мирового профдвижения.