Председатель Федерации независимых профсоюзов Таджикистана Муродали Салихов:Больше конкретных дел
Наша встреча проходит в столице Республики Беларусь, народ и президент которой делают энергичные шаги по восстановлению разрушенных хозяйственных связей и ускорению процессов интеграции, отвечающих интересам стран СНГ.
Известно, что распад СССР произошел настолько быстро, что многие главы государств в погоне за суверенитетом не заметили, как перед ними встала масса труднейших проблем, решение которых в одиночестве практически невозможно. Поэтому и было принято решение о создании СНГ. Конечно, вначале идея создания СНГ воспринималась очень осторожно, однако жизнь доказала, что для преодоления социальных, экономических и других трудностей необходимо объединяться в этот Союз.
С момента образования СНГ до 1 января 1999 года в его рамках принято 959 документов, в том числе 381 - Советом Глав государств, 577 - Советом глав правительств Содружества. Могу сказать, что в Республике Таджикистан динамично идут процессы ратификации и другие внутригосударственные процедуры в рамках достигнутых договоренностей.
Понимая историческую важность интеграционных образований, определяя его как катализатор экономического развития страны и фактор укрепления дружественных отношений с другими странами, Президент Республики Таджикистан Э. Рахмонов в октябре 1997 года обратился в Межгосударственный совет о присоединении Республики Таджикистан к соглашениям о Таможенном союзе. После рассмотрения обращения нашего Президента главами правительств государств-участников Таможенного союза, Республика Таджикистан 26 февраля 1999 года была принята в его состав. Еще раньше, 13 ноября 1998 года наш парламент единодушно ратифицировал Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
После подписания Протокола о Всеобщем мире между правительством и Объединенной таджикской оппозицией в республике постепенно нормализуется общественно-политическая ситуация, начали работать демократические институты, появились реальные возможности для налаживания интеграционных отношений с другими странами.
На наш взгляд, цель экономической интеграции не должна сводиться только к углублению интеграционных процессов в рамках стран СНГ, но и к скорейшему вхождению в мировой рынок. К сожалению, слухи, циркулирующие в средствах массовой информации некоторых государств о возможном введении визового режима для граждан отдельных стран СНГ, отрицательно влияют на налаживание более тесных связей.
В таких случаях, страны, наиболее заинтересованные в сближении, ищут пути к созданию региональной и других форм интеграции.
Произошедшие известные события в республике не позволили ей более активно включиться в процесс международного разделения труда и мировую экономику, что привело к снижению торгового оборота между Таджикистаном и другими странами, особенно со странами Центральной Азии.
Учитывая высокие тарифы на перевозки грузов, таможенные препоны и пошлины за проезд автотранспорта по территории отдельных стран сегодня нашей республике было бы выгоднее укреплять торгово-экономические связи со странами Центральной Азии.
Это вовсе не означает, что мы не должны интегрироваться с развитыми странами, напротив только интеграция с развитыми странами обеспечивает приток иностранного капитала, передовой техники и технологии, новых форм организации производства. Но, когда в самом регионе имеются громадные возможности для эффективного сотрудничества, следует использовать их в первую очередь.
Сегодня Таджикистан проявляет активную заинтересованность в торгово-экономических связях на основе формирования единого экономического пространства и исповедует политику открытых дверей в отношениях со странами СНГ. Жизнь доказала, что сегодня республика может быть равноправным и надежным участником интеграции на двусторонней и многосторонней основе.
Важнейшим партнером Таджикистана во всех сферах является Казахстан. Большой потенциал в торгово-экономических отношениях с Узбекистаном, и 1998 год можно считать переломным в развитии сотрудничества между нашими странами. 14 июня 2000 года впервые в г. Душанбе состоялось заседание Межгосударственного Совета глав государств стран-участниц Центрально-Азиатского экономического сообщества (ЦАЭС), где рассматривались вопросы интеграции в рамках этой региональной организации.
В ходе визита 4-5 апреля сего года в Республику Таджикистан Президента Беларуси Александра Лукашенко были обсуждены многие вопросы, в том числе о создании совместных таджикско-белорусских предприятий; о кооперации заводов "Таджикгидроагрегат" и Минского тракторного, Житковического моторостроительного и Чкаловского ремонтно-механического заводов и ряд других.
С 13 по 15 июня текущего года центром политической и экономической жизни Центральной Азии вновь стала столица Таджикистана. Сюда прибыли с официальным визитом Президент Нурсултан Назарбаев, Президент Ислам Каримов. Были подписаны жизненно важные документы. В течение 2000 года заключены также многочисленные соглашения и договоры с Российской Федерацией, Кыргызской Республикой и Республикой Азербайджан.
Профессиональные союзы Таджикистана, как и другие профцентры братских стран, четко осознают, что без развития интеграции невозможно достичь быстрого экономического развития, последовательного улучшения условий жизни, сохранения и развития трудового и интеллектуального потенциалов народов стран СНГ.
Мы считаем, что только здоровая интеграция позволит всем нам осуществлять строительство на постсоветском пространстве индустриального социально ориентированного сообщества. Она открывает путь к товарным, трудовым, фондовым рынкам, стимулирует стремление к рыночным преобразованиям; совместному использованию имеющихся стратегических ресурсов, транспортных артерий, портов, коммуникаций, производственных мощностей.
Необходимо подчеркнуть, что на фоне проявлений международного терроризма сегодня не только экономические, но и политические условия диктуют необходимость более тесного взаимодействия.
Профессиональные союзы нашей республики, все эти годы последовательно отстаивая общие идеи профцентров братских стран об ускорении интеграционных процессов и начиная с начала 90-х годов в своих переговорах и с помощью Генерального соглашения требуют от правительства быстрейшего вхождения в Экономический, Таможенный, Платежный союзы и другие формы объединений.
Сегодня есть вполне конкретные вопросы, решение которых позволит всем нам теснее сблизиться в экономической и социальной сферах, содействовать реализации тех идей, ради которых и было создано Содружество Независимых Государств.
Вот некоторые из них.
1. Профессиональные союзы должны продолжить активную и целенаправленную работу с правительством своих государств с тем, чтобы они рассматривали интеграцию со странами СНГ как одну из приоритетных задач своей экономической политики.
2. Необходимо способствовать ускорению создания зоны свободной торговли стран СНГ.
3. Профцентры стран СНГ должны способствовать ускорению внутригосударственных процедур в своих странах с целью полной и быстрой реализации межгосударственных соглашений и договоров.
4. Профессиональные союзы стран СНГ должны выступать против идеи введения визового режима между странами Содружества.
5. Упростить таможенные формальности при передвижении граждан на своем транспорте по территории стран СНГ.
Конечно, эти направления работы профсоюзов не могут в полной мере охватить все те проблемы, которые не позволяют нам продвигаться по пути интеграции, но будут активно ей способствовать.
|