Индексная страница Написать письмо

Доклад на встрече руководителей профцентров государств - участников СНГ

Мы собрались на белорусской земле в Минске с тем, чтобы обсудить проблемы, связанные с интеграцией государств Содружества, влиянии этих процессов на социально-экономическую ситуацию в странах, на положение трудящихся и, конечно, вопросы возможного участия профсоюзов в развитии сотрудничества государств и народов, проживающих на их территории.

Обсуждение этих вопросов проходит на пороге третьего тысячелетия, когда в мировом хозяйстве происходят значительные изменения, связанные с глобализацией экономики и интернационализацией производства.

Экономика стран СНГ становится также частью глобального рынка. По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, современный промышленный потенциал стран СНГ составляет примерно 10% мирового, запасы основных видов природных ресурсов - около 25%, научно-технический потенциал, выраженный в форме интеллектуальной собственности - не менее 500 млрд. долларов США.

Но как этот потенциал в глобальной хозяйственной системе используется? Воздействие мирового рынка наряду с другими факторами привело к тому, что произошло снижение общего объема внешней торговли государств Содружества с переориентацией её в пользу стран дальнего зарубежья. При этом в экспорте доминируют сырьевые товары и товары с низкой степенью обработки. Например, в товарной структуре экспорта Азербайджана, Казахстана, России, Таджикистана и Туркменистана на долю сырьевых товаров приходится более половины всего объема экспорта. Завозят же страны промышленные товары, наукоемкую и высокотехнологичную продукцию, медикаменты, продовольствие, что порождает устойчивую чувствительную зависимость ряда стран СНГ от импорта подобного рода. То есть в основе внешней торговли лежит обмен невозобновляемых минеральных ресурсов на промышленные товары, что создает условия для формирования неэффективной структуры производства с преимущественным развитием топливно-сырьевых отраслей и сворачиванием многих отраслей хозяйства. Наибольшие потери понесли машиностроение и металлообработка, легкая, пищевая промышленность, агропромышленный комплекс, транспорт.

Вот первые итоги вхождения стран СНГ в глобальный хозяйственный рынок. Надо отметить, что эксперты ЮНИДО, например, определяют глобализацию как "реструктуризацию мировой экономики, в процессе которой ширится разрыв между теми нациями, которые достигли критической промышленной массы, необходимой для обеспечения глобальной конкурентоспособности, и отставшими".

Поэтому не случайно сегодня в ряде регионов мира для более эффективного использования национальных потенциалов и в какой-то степени противостояния высокоиндустриальным, экономически развитым странам, в первую очередь США, создаются мощные корпоративные объединения, интегрирующие активы и силы многих предприятий для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и проникновения на мировые рынки.

В региональной интеграции видят путь к развитию своей экономики и укреплению международных позиций не только малые страны, но и крупные мировые державы. Сейчас в мире насчитывается уже более десяти крупных экономических объединений суверенных государств и 85 региональных соглашений. Среди них исторически первым, последовательно создающимся на протяжении последних 45 лет, является Европейский Союз, включающий в настоящее время в свой состав 15 стран Западной и Центральной Европы.

Сейчас много говорится о расширении Евросоюза на восток. Пока что нет конкретных планов в отношении включения стран СНГ в этот процесс. Однако, может быть, нужно именно в настоящий момент подчеркнуть, что интеграция в рамках СНГ нисколько не противоречит европейской интеграции. Наоборот, эти два региона могут в экономическом плане дополнять друг друга, а сближение их социальных стандартов пошло бы на пользу трудящимся и народам всей "большой Евразии" - от Атлантики до Тихого океана.

Думается, нет необходимости доказывать, что для стран СНГ интеграция должна выполнить важную роль в подъеме экономик и улучшении жизни народа, иначе государства могут быть отброшены на обочину мирового развития.

К сожалению, сотрудничество идет не так активно, как хотелось бы, хотя пройдены важные этапы развития взаимоотношений между государствами. Это связано с особенностями формирования СНГ. Оно создавалось на месте распавшегося единого государства, экономика стран находилась в глубоком кризисе. В этих условиях Содружество не смогло сохранить и развить на новой основе, отвечающей интересам народов, политическую, экономическую и социальную общность. По общему признанию за истекшее время оно полностью выполнило лишь одну задачу - содействовало формированию и укреплению суверенитета новых государств.

За прошедшие десять лет изменились и экономические интересы стран. Под воздействием мирохозяйственных связей происходит постепенное превращение государств СНГ в ресурсные сегменты мирового рынка, ослабление их взаимозависимости и взаимодополнения, перестройка хозяйственных связей. Это сказалось на некотором ослаблении Содружества в целом, привело к созданию субрегиональных объединений внутри СНГ, развитию разноскоростной интеграции.

Однако складывающиеся экономические и особенно политические условия настойчиво выдвигают необходимость интеграции на всей территории СНГ, как экономического региона. Этому способствует также тот факт, что экономика большинства государств прошла нижний пик своего развития, налицо её стабилизация и постепенный рост. Это дает основание полагать, что Содружество вступает в новый ответственный этап существования, и важно, чтобы он был максимально использован государствами на пользу своим народам.

Здесь действительно большое поле деятельности для нас, профсоюзов. С одной стороны, нам необходимо было бы, как представляется, усилить работу в направлении разработки и закрепления в национальных законодательствах единых социальных стандартов, основанных как на конвенциях Международной организации труда, так и на модельных актах Межпарламентской Ассамблеи СНГ, - последние, как вы знаете, формируются при участии ВКП. Единое социальное пространство, к которому так стремятся, например, в Евросоюзе, нам ведь создать в принципе легче - мы все вышли из общего социального организма и не успели еще далеко разбежаться друг от друга.

С другой стороны, в большинстве стран СНГ перед профдвижением стоят сходные проблемы и трудности. Не буду сейчас в это углубляться, но думаю, что вы понимаете, о чем речь. Главное же - доказать властным органам всех наших стран, всем интеграционным механизмам, всем "лицам, принимающим решения", как их принято называть сегодня в мире, что люди труда, простые люди в нашем Содружестве ждут от интеграции конкретных результатов в социальном плане, реального улучшения условий жизни и труда.

В целом надо отметить, что на современном этапе развития мировой хозяйственной системы усиливается роль социальных факторов и ориентация экономически развитых государств на приумножение роли человеческого фактора.

В связи с этим представляет особый интерес теория протекания и регулирования мировых интеграционных тенденций, изложенная в трудах известных западных экономистов.

Мировая экономика, например по Тефлеру (А. Тефлер "Войны завтрашнего дня"), состоит из четырех фундаментальных слоев, которые образуют основу любой содержательной интеграции.

Первый слой составляют аграрно-сырьевые общества и экономики. Второй - научно-технологические, индустриально развитые экономики. Третий слой образуют информационно-коммуникационные общества со сверхмобильной торгово-финансовой структурой. Четвертый слой составляют идейно и духовно интегрированные сообщества.

При этом при переходе от первого ко второму слою добавленная стоимость возрастает в 10-20 раз, от второго к третьему - в 100-1000 раз, а рентабельность четвертого слоя превосходит третий не менее чем в 10 000 раз. Это самые эффективные ресурсы развития нации.

Развитые страны осуществляют мировую интеграцию на уровне третьего слоя и стремятся выйти на четвертый, а государства СНГ пока еще пытаются интегрироваться на уровне двух нижних слоев, что требует больших усилий для выхода на новые рубежи развития. А ведь в странах СНГ огромный человеческий потенциал и не использовать его для подъема экономик стран непростительно.

Профсоюзы не может не беспокоить тот факт, что во многих государствах Содружества обостряется демографическая ситуация, снижается качество населения, что даже угрожает национальной безопасности государств.

Наиболее глубоко демографический кризис поразил Беларусь, Россию и Украину. Эти страны, где проживает 73% всего населения СНГ, вступили в полосу депопуляции уже в первой половине 90-х годов. За счет естественной убыли населения с учетом миграционных процессов суммарно потери населения трех государств за годы реформ составили 5,6 млн. человек. На 1,5 млн. человек уменьшилась численность населения Казахстана, что было обусловлено в основном значительными масштабами миграции.

В 90-е годы начался откат стран СНГ по такому глобальному показателю, как индекс развития человеческого потенциала. Основной причиной его снижения стало сокращение доходов. Два других показателя, влияющих на размер индекса - продолжительность жизни и развитие образования - пока оказались менее подвержены внезапным переменам. Но и в этих сферах резкое снижение государственных капитальных вложений в развитие человеческого потенциала угрожает серьезно подорвать прежние достижения.

В 1998 г. этот индекс был определен ООН для 174 стран мира. Первые шесть мест занимают Канада, Норвегия, США, Япония, Бельгия и Швеция. Замыкают список Буркина-Фасо, Эфиопия, Нигер, Сьерра-Леоне. Государства СНГ в этом списке расположились следующим образом: Беларусь - на 57-м месте, Россия - на 62, Казахстан - на 73, Украина - на 78, Азербайджан - на 90, Армения - на 93, Кыргызстан - на 98, Туркменистан - на 100, Молдова - на 102, Узбекистан - на 106, Таджикистан - на 110-м месте.

Продолжительность жизни в течение 90-х годов в большинстве стран СНГ сократилась, и для всех государств характерен дальнейший рост лиц старших возрастов, сокращение удельного веса детей.

При этом увеличивается территориальная дифференциация в демографическом потенциале: на одном полюсе государства, где численность населения сокращается, на другом - страны Центральной Азии и Закавказья, где население продолжает расти. В связи с этим увеличивается демографическое давление не только на рынки труда этих регионов, но и на рынки труда России, Украины, Беларуси, что должно учитываться в процессе интеграции для лучшего использования совокупного трудового потенциала.

Сегодня в поисках работы и заработка люди мигрируют в странах СНГ. Трудовая миграция стала неотъемлемой частью переходных экономик. Она амортизирует инфляцию, компенсирует падение доходов, позволяя многим избежать обнищания в условиях значительной безработицы. Миграция способствует более тесному общению народов независимых государств Содружества.

Трудовая миграция осуществляется в легальной и нелегальной форме. Профсоюзы всегда выступали против нелегальной трудовой миграции, ибо люди в этом случае могли быть превращены просто в бесправных рабов. Кроме этого незаконная миграция приводит к социальной напряженности в странах Содружества, поскольку нелегальные иммигранты нередко занимаются незаконной коммерческой деятельностью, контрабандой, включая оружие, наркотики и т.п. Нелегальная миграция ухудшает криминогенную обстановку, способствует терроризму.

Трудовая миграция в её легальной (учтённой) форме пока невелика и ограничивается масштабами не более 300-350 тыс. человек в год. Основной поток трудовых мигрантов, так же как и всей миграции идет в Россию. В основном это работники из Украины, Беларуси, Молдовы, государств Закавказья. Меньше привлекается рабочая сила из Казахстана и государств Средней Азии.

При этом наблюдается ослабление позиций стран Содружества на российском рынке труда. Здесь все более заметным становится присутствие рабочей силы из Турции, Китая, Вьетнама, КНДР, стран бывшей Югославии и других стран "дальнего зарубежья".

Все больший крен в сторону привлечения иностранной рабочей силы из третьих стран свидетельствует о том, что в процессе интеграции государств Содружества отсутствует необходимая согласованная нормативно-правовая база, регулирующая социально-трудовые отношения, включая вопросы социальной защиты трудящихся-мигрантов из стран СНГ наравне с гражданами принимающей стороны.

Для того, чтобы в максимальной степени использовать возможности интеграции для подъема экономик и улучшения жизни людей, необходимо принять меры по свободе общения наших народов, то есть попытаться использовать преимущества четвертого слоя интегрированных сообществ - человеческого фактора.

Предпосылки для этого заложены многовековым опытом совместного проживания и исторического развития народов государств-участников СНГ, их менталитетом и идентичными культурными традициями. Кроме этого для обеспечения свободы общения народов подписан ряд соглашений в рамках СНГ, приняты соответствующие документы государствами Таможенного Союза. А в союзе Россия-Беларусь практически созданы условия для свободы общения народов.

Было бы правильным закрепить эти тенденции. Развитие Содружества должно идти так, чтобы оно стало общим домом для людей труда. Это будет возможным лишь при условии сближения трудового и социального законодательства стран СНГ, эффективного функционирования национальных рынков труда, создания благоприятных межгосударственных отношений в социально-трудовой сфере.

Именно на этой базе станет возможным обеспечить свободу передвижения граждан по территории государств СНГ, их трудоустройство и предпринимательскую деятельность. Хотя уже сейчас является важным сохранение порядка безвизового перемещения граждан.

Необходимо обеспечить возможность получения образования: от начального до высшего, включая профессиональное на основе расширения образовательной базы, широкого и свободного обмена студентами, профессорско-преподавательским составом, свободного использования учебных пособий и программ на территории государств Содружества, взаимного признания документов об образовании. При этом важен свободный доступ к достижениям науки и культуры.

Конечно же, граждане стран СНГ должны иметь право свободной подписки и получения газет, журналов, других периодических изданий, пользования библиотечным фондом, доступа к просмотру телевизионных программ и прослушивания радиопередач. Должны быть созданы благоприятные условия обмена общественной информацией, перепиской, почтовыми отправлениями, денежными переводами между гражданами государств СНГ. Хорошо бы продумать вопрос о расширении связей с помощью Интернет.

И, наконец, следовало бы сформировать равные условия социального и медицинского обеспечения.

Необходимо способствовать тому, чтобы создать такие условия в странах Содружества для всех людей труда, чтобы их огромный человеческий, интеллектуальный потенциал мог быть максимально задействован для процветания государств, улучшения благосостояния всего народа.

Всеобщая конфедерация профсоюзов, объединяющая национальные профцентры стран СНГ и международные отраслевые объединения профсоюзов, активно стремится содействовать этому процессу. Но думается, профсоюзы могли бы быть активнее привлечены к развитию Содружества, к решению общих социальных вопросов. Формы такого участия могут быть разными. Это: и работа экспертов профсоюзов в межгосударственных органах, и создание своеобразного трехстороннего Социального Совета. Одной из форм могли бы быть регулярные совещания накануне встреч глав государств руководителей национальных профцентров стран СНГ с участием представителей ВКП, международных отраслевых объединений профсоюзов в целях выработки солидарной позиции по наиболее важным социально-экономическим проблемам развития государств, как это делается сейчас в рамках "большой восьмерки". Возможны и другие формы, которые сегодня вы предложите в ходе обсуждения данного вопроса.

Мы должны сделать всё, чтобы интеграция государств Содружества принесла конкретную пользу каждому гражданину, каждому трудящемуся наших стран.

Минск, 24-25 августа 2000 г.

обратно на страницу новостей