ЗАЯВЛЕНИЕ
Всеобщей конфедерации профсоюзов в связи со специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН по рассмотрению хода осуществления решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген + 5)
Всеобщая конфедерация профсоюзов (ВКП), объединяющая национальные профцентры большинства стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и 37 международных отраслевых объединений профсоюзов и имеющая статус наблюдателя при межгосударственных и межправительственных органах СНГ, а также при МОТ, ЭКОСОС и Департаменте общественной информации ООН, приветствует созыв Организацией Объединенных Наций Специальной сессии Генеральной Ассамблеи для рассмотрения итогов выполнения решений состоявшейся в 1995 году в Копенгагене Всемирной встречи ООН на высшем уровне в интересах социального развития.
Пять лет назад главы государств и правительств стран-членов ООН взяли на себя ряд обязательств в социальной области, реализация которых была призвана существенно улучшить положение людей во всем мире. В первую очередь речь шла о безотлагательном принятии мер по искоренению нищеты, достижению максимально полной продуктивной занятости и социальной интеграции. В основном документе копенгагенской встречи была зафиксирована возможность и желательность того, чтобы международные неправительственные организации (МНПО) принимали участие в мониторинге выполнения указанных обязательств.
ВКП как одна из таких организаций, участвовавшая в подготовке и проведении Встречи в Копенгагене, хотела бы высказать некоторые соображения в данной связи.
Прежде всего, ВКП выражает признательность Генеральному Секретарю ООН за данный в Докладе, посвященном осуществлению копенгагенских решений, глубокий анализ современной социально-экономической обстановки в мире и, прежде всего, в нашем регионе. Мы отметили в докладе немало положений, созвучных нашим оценкам.
В этой связи мы хотели бы подчеркнуть, что в регионе деятельности ВКП - странах Содружества Независимых Государств - в истекшее пятилетие продолжали осуществляться экономические реформы, которые имели серьезные негативные социальные последствия для значительной части их населения. Профсоюзы не могут не видеть растущего недовольства по поводу сохраняющегося тяжелого социального положения трудящихся, необоснованного отказа в ряде стран региона от государственного регулирования экономических процессов, что могло бы смягчить отрицательное воздействие на трудящихся и их семьи ускоренного, плохо продуманного перевода плановой экономики на рыночные рельсы.
За годы реформ в странах СНГ значительно снижен уровень жизни населения, нарастала массовая бедность. Число лиц, получающих доходы ниже официального прожиточного минимума, в ряде стран СНГ превысило половину населения. Среди бедных оказались не только слабо защищенные группы населения (многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры и др.), но и основа общества - работающие граждане. Рабочие и специалисты сотен тысяч предприятий и организаций практически лишены средств к существованию, месяцами не получают зарплату. На начало 2000 года задолженность по ее выплате в целом по странам СНГ составила около 3 млрд. долларов США.
Многие работающие граждане получают такие низкие заработки, что не могут удовлетворить самые минимальные потребности человека. У миллионов граждан стран СНГ зарплата не превышает полдоллара в день. А среднемесячная зарплата в 1999 году в пересчете на доллары США составляла в странах Содружества от 9 до 90 долларов. При этом наблюдается огромное расслоение населения по уровню доходов.
Столь же тревожное положение - с размерами и выплатой пенсий и других пособий. При этом, вопреки общемировой тенденции, в ряде стран СНГ в последние годы пенсионный возраст был повышен.
Число бедных пополняется и теми, кто потерял работу. За пять последних лет занятое население сократилось по СНГ более чем на 4 млн. человек. Число безработных, определенное по методике МОТ, превысило к началу нынешнего года 14 млн. человек, или 11% экономически активного населения. Получаемое ими пособие по безработице составляет по странам региона от 5,5% до 31,3% величины средней заработной платы. Нередко и эти мизерные суммы задерживаются.
В тяжелом положении оказались многие вынужденные мигранты, покинувшие места постоянного жительства в связи с социально-политическими изменениями, происходящими в странах экономическими преобразованиями, а также локальными вооруженными конфликтами. Сегодня в странах Содружества число беженцев и вынужденных переселенцев достигает 1,5 млн. человек.
Положение значительной части населения усугубляется повышением платы за жилье и коммунальные услуги, отягощается вводом платных услуг в образовании, здравоохранении. Введение платности большинства услуг в здравоохранении приводит к тому, что многие не могут воспользоваться услугами здравоохранения, что ведет к распространению инфекций, включая СПИД, и других опасных заболеваний, в том числе и таких характерных для нищеты, как туберкулез и дифтерия. Резкое сокращение государственных расходов на образование и науку ведет к снижению образовательного уровня населения, к эмиграции из СНГ в более развитые страны ученых и высококвалифицированных специалистов.
Осуществление реформ сопровождается беспрецедентным ростом массовых нарушений трудовых прав и свобод граждан. Повсеместно работодателями нарушаются режим рабочего времени и отдыха, условия труда, игнорируется право работников на возмещение материального вреда при повреждении здоровья.
Профсоюзы ведут борьбу против указанных негативных явлений, однако в некоторых государствах-членах СНГ не единичны попытки законодательным путем или на практике ограничить права профессиональных союзов и их возможности влиять на решение основных социальных вопросов.
Такова картина той неблагоприятной ситуации, которая сложилась в странах СНГ к исходу пятилетия после копенгагенского Саммита. ВКП не драматизирует положение и стремится принять все возможные и доступные ей меры для его облегчения. Среди них - целая серия модельных законов по социальной тематике, одобренных Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ по инициативе ВКП. Мы также обратились с призывом к странам Содружества ратифицировать основополагающие конвенции Международной организации труда, после чего общее число ратификаций в странах СНГ существенно увеличилось.
Однако мы полагаем, что развитие обстановки в нашем регионе подтверждает мысль, высказанную в Меморандуме, направленном нами Генеральному Секретарю ООН в 1994 году, о необходимости уделить особое внимание социальным проблемам стран Центральной и Восточной Европы, включая СНГ, ради сохранения мировой стабильности и разумеется, не в ущерб решению вопросов, которые ставят развивающиеся и иные группы стран, а также их общественные организации.
В том, что касается общих международных проблем, ВКП разделяет позицию Группы трудящихся МОТ, сформулированную ею в ноябре 1999 г. и предусматривающую присоединение к Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" как главному документу, регулирующему трудовые нормы в мировом масштабе. Мы выступаем за то, чтобы придать максимально обязательный характер нормативам МОТ во всех странах мира. В частности, нам представляется важным законодательно закрепить обязанность работодателей, включая транснациональные корпорации, заключать коллективные соглашения на предприятиях, независимо от форм их собственности.
ВКП считает важным и справедливым усиление роли неправительственных организаций в деле решения международных социальных проблем. Приоритетное место должно при этом быть отдано профсоюзам - наиболее массовым организациям трудящихся.
ВКП выступает также за то, чтобы дальнейший мониторинг выполнения решений ООН по социальным вопросам и впредь возлагался на МОТ и ЭКОСОС с широким привлечением профсоюзов и с использованием имеющегося у Международной организации труда контрольного механизма.
Наконец, мы считаем необходимым в регулярном порядке рассматривать ход реализации решений Копенгагена, а в дальнейшем и Женевы на различного рода мероприятиях ООН в мировом масштабе и соответствующих форумах под эгидой ООН - на региональном и национальном уровнях.
|