Индексная страница Написать письмо

ИНФОРМАЦИЯ
о заседании Комиссии ВКП по охране здоровья и социальному обеспечению трудящихся

В состоявшемся 19 января 2000 года заседании Комиссии ВКП по охране здоровья и социальному обеспечению трудящихся приняли участие представители профцентров Армении, Беларуси, Казахстана, России и Украины, международных отраслевых объединений профсоюзов, Исполнительного Комитета по делам Союза Беларуси и России, Министерства по делам Содружества Независимых Государств Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Общества с ограниченной ответственностью "СКО ФНПР "Профкурорт", Всероссийского научно-исследовательского и испытательного института медицинской техники Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В работе Комиссии участвовали Председатель ВКП Щербаков В.П., заместитель Председателя ВКП Лебедев Е.П., заместитель Председателя Федерации профсоюзов Республики Казахстан Зеленков А.В. Вел заседание В.И.Бондарев - председатель Комиссии ВКП, председатель Международного объединения профсоюзов "Электропрофсоюз".

Комиссия рассмотрела подготовленный специалистами ВКП проект модельного закона "О гарантиях медицинского и санаторно-курортного обслуживания граждан государств - участников СНГ". В выступлениях участников заседания: Казариной Т.Л. - председателя ЦК профсоюза работников здравоохранения Украины, Ковша Н.К. - председателя Брестского обкома профсоюза работников образования и науки Республики Беларусь, Лебедевой И.П. - заместителя генерального директора "СКО "Профкурорт", Акопян И.М.- заведующей отделом охраны труда и здоровья Конфедерации профсоюзов Армении, Батуро В.П.- заместителя председателя Минского обкома профсоюза работников здравоохранения Республики Беларусь, Говорушко Г.Г. - заведующего отделом охраны труда Федерации профсоюзов Белорусской, Зеленкова А.В. - заместителя Председателя Федерации профсоюзов Республики Казахстан, Струнина В.Б.- заведующего отделом здравоохранения и социальной работы ЦК Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности, Лебедева Е.П. - заместителя председателя ВКП была отмечена необходимость подготовки данного законопроекта.

Это обусловлено, в первую очередь, тем, что коммерциализация социальной сферы крайне негативно отразилась на обеспечении конституционных прав людей на охрану здоровья в большинстве стран СНГ. Сокращение бесплатного медицинского обслуживания, расширение объемов платных услуг привели к тому, что в некоторых странах люди в ущерб своему здоровью часто вынуждены отказываться от необходимой медицинской помощи, лишены возможности приобрести требуемые лекарства. Значительно сократились из-за дороговизны возможности оздоровления трудящихся в системе санаторно-курортного обслуживания.

Вместе с тем во многих странах СНГ четкий гарантированный уровень бесплатного медицинского обслуживания законодательно пока не установлен.

Это является одной из основных причин роста заболеваемости, ухудшения в ряде стран СНГ медико-демографической ситуации, снижения санитарно-эпидемиологической безопасности граждан. За последние шесть лет рост смертности населения во всех государствах СНГ увеличился примерно на 10-12 процентов. В Беларуси, России, Украине уже несколько лет подряд наблюдается естественная убыль населения. По показателям средней продолжительности жизни страны СНГ прочно стали занимать позиции ниже, чем развитые страны Запада.

Участниками заседания отмечалась необходимость проведения последовательной линии профсоюзов на сохранение доступности медицинской и лекарственной помощи, санаторно-курортного обслуживания, защиту права человека на их своевременное и качественное получение. Подчеркивалось, что именно этой цели отвечает рассматриваемый законопроект. Он основан на анализе состояния заболеваемости в странах СНГ, 30 соответствующих конвенций и рекомендаций МОТ, законодательных и нормативных актов стран Содружества по вопросам здравоохранения, государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, медицинского страхования, о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах и других.

Законопроект направлен на дальнейшее сближение законодательства в социальной сфере в странах СНГ, установление гражданам общих гарантий медицинского и санаторно-курортного обслуживания в условиях общего рынка труда. Комиссия одобрила представленный законопроект и предложила продолжить его доработку с учетом высказанных замечаний и предложений для последующего представления в Межпарламентскую Ассамблею.

Комиссия обсудила состояние оздоровления трудящихся в странах СНГ. Участники заседания: Акопян И.М. - заведующая отделом охраны труда и здоровья Конфедерации профсоюзов Армении, Казарина Т.Л. - председатель ЦК профсоюза работников здравоохранения Украины, Козловский Б.Г. - главный специалист МОП железнодорожников, Баркарь А.А.- заместитель председателя профсоюза железнодорожников Республики Молдова, Лебедева И.П. - заместитель генерального директора "СКО "Профкурорт", Окуньков А.М.- секретарь-координатор по охране труда и социальной работе МОП горно-металлургической промышленности, Бондарев В.И.- председатель МОП "Электропрофсоюз" выразили озабоченность профсоюзов наметившейся тревожной тенденцией снижения в последние годы востребованности в лечении и оздоровлении в санаториях и пансионатах. По данным статистики в последние годы снизился объем реализации санаторно-курортных услуг в Армении, Казахстане, России, Узбекистане, Украине.

В первую очередь это связано с падением уровня жизни, постоянным повышением стоимости путевок, ростом цен на услуги в санаторно-курортном комплексе. В мае 1999 года по отношению к декабрю 1998 года он отмечен в Беларуси - в 2,2 раза, Молдове - на 27%, России - на 24%.

В большинстве государств Содружества фонды социального страхования, которые под управлением профсоюзов осуществляли финансирование санаторно-курортной и оздоровительной сети, претерпели значительные изменения. Они поглотились в основном социальными фондами - Фонд социального обеспечения и медицинского страхования в Грузии, Государственный фонд социальной защиты в Азербайджане, Фонд социальной защиты населения в Таджикистане и Беларуси, Социальный фонд в Молдове и Кыргызстане. В 1999г. в Армении произошло объединение Фонда пенсионного обеспечения и Фонда социального страхования в Государственный фонд социального страхования, который подчиняется Министерству социального обеспечения.

Участники заседания отметили, что объединение всех средств в единых фондах затрудняет их "прозрачность", не дает возможности эффективно контролировать расходы на цели оздоровления трудящихся.

Комиссия рассмотрела состояние пенсионного обеспечения и пути пенсионного реформирования в странах СНГ. Выступившие по этому вопросу: Зосименко И.М. - председатель Полтавского обкома профсоюза работников нефтяной и газовой промышленности Украины, Зеленков А.М. - заместитель Председателя Федерации профсоюзов Республики Казахстан, Павлюк Ю.А. - генеральный секретарь МОП работников химических и родственных отраслей промышленности, Лебедев Е.П. - заместитель Председателя ВКП отметили, что в настоящее время 67 млн. пенсионеров стран СНГ составляют самую малообеспеченную группу населения. На протяжении длительного времени размеры пенсий остаются ниже прожиточного минимума.

По данным Ассоциации представительств социальных фондов стран СНГ в настоящее время соотношение минимальной пенсии к прожиточному минимуму пенсионера составляет в странах СНГ 10,1 - 73,4% (Грузия - Казахстан). Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера составляет 10,9 - 126,8%. (Грузия - Казахстан).

Участники заседания охарактеризовали идущие в странах СНГ процессы реформирования пенсионных систем. Было отмечено, что наиболее радикальные преобразования произошли в Республике Казахстан, где внедряется так называемая "чилийская" модель, отдающая приоритеты накопительным принципам.

Особая тревога была высказана участниками заседания по поводу предпринимаемых в ходе пенсионных реформ попыток увеличения тарифов страховых взносов с работников - физических лиц, постепенной ликвидации льготных пенсий по условиям труда, увеличения возраста выхода на пенсию и трудового (страхового) стажа.

Члены Комиссии и участники заседания высказали общую позицию, что главной целью реформ должно стать повышение жизненного уровня пенсионеров. При этом подход к реформированию пенсионных систем безусловно должен быть взвешенным и обоснованным, учитывающим демографическую обстановку и все последствия реформ для настоящего и будущего поколений. Профсоюзы выступают за трехуровневую систему пенсионного обеспечения, включающую социальные пенсии (выплачиваемые из госбюджета), трудовые (страховые) пенсии и негосударственные пенсии (с финансированием полностью на накопительных принципах за счет добровольных взносов). Необходимо также сохранить финансирования государственного пенсионного обеспечения на принципах солидарности поколений.

Отдел по вопросам охраны здоровья,
труда и окружающей среды
Исполкома ВКП

обратно на страницу новостей