Индексная страница Написать письмо

XXXI ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ СНГ
1 марта 2002 г.

В Кишиневе 14–15 февраля с.г. состоялось очередное 31 заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, который рассмотрел ряд вопросов и нормативно-правовых документов деятельности железнодорожного транспорта в межгосударственном сообщении. В заседании приняли участие руководители железнодорожных администраций, председатель Дирекции Совета А.Я. Сиденко, председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ Ю.Ф. Яров, заместитель генерального секретаря Евразийского экономического сообщества Н.К. Исингарин.

Делегацию Международной Конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей (МКПЖ) представляли ее генеральный секретарь Г.Н. Косолапов, руководители отраслевого профсоюза Латвии – С.И. Семенов, Молдавии – П.М. Висан, Казахстана – Б.Е. Шубин.

Проведение заседания совпало со знаменательной датой в истории железных дорог региона – 14 февраля 1992 г. главами правительств стран СНГ было принято предложение руководителей железнодорожных администраций о создании Совета по железнодорожному транспорту и его постоянно действующего исполнительного органа – Дирекции. Образование общего координирующего органа железных дорог СНГ, к работе которого затем присоединились Латвия, Литва, Эстония и Болгария, позволило обеспечить устойчивое транспортное обслуживание экономик и населения стран региона, сыграть определяющую роль в обеспечении взаимовыгодного сотрудничества государств–участников Содружества.

Профсоюзы, отмечая продуктивную 10-летнюю работу Совета по железнодорожному транспорту, его вклад в обеспечение стабильной работы железных дорог, особо выделяют одно его бесспорное достижение. Совет и Конфедерация профсоюзов заложили основы новому для наших государств, нашей отрасли явлению – социальному диалогу на межгосударственном уровне. Это стало возможным благодаря тому, что у истоков начинаний стояли социально-ориентированные руководители, знающие работу всей сети железных дорог. Это, прежде всего первый председатель Совета и министр путей сообщения РФ Г.М. Фадеев, бывшие начальники железных дорог: Белорусской – Е.И. Володько, Среднеазиатской – В.М. Желтоухов, бывший председатель МКПЖ и отраслевого профсоюза России И.А. Шинкевич.

Совет первым в регионе СНГ рассмотрел вопросы социальной защиты работников, находящихся вне национальных территорий, принял разработанное профсоюзами положение о расследовании несчастных случаев с железнодорожниками при выполнении ими трудовых обязанностей вне государства проживания, которое впоследствии легло в основу межправительственного соглашения. Кроме того, с 1992 г. сохраняются право льготного проезда работников по сети, единый высший отраслевой знак трудового отличия "Почетному железнодорожнику" и соответствующие льготы к нему. Совет также поддержал предложения профсоюзов по взаимному признанию стажа работы на железных дорогах при перемене государства проживания; по распространению льгот, предусмотренных колдоговорами для пенсионеров, и на ветеранов труда отрасли–мигрантов и другие.

Предоставление в 1996 г. Конфедерации профсоюзов статуса наблюдателя стало логическим подтверждением постоянного присутствия социальной составляющей в деятельности Совета.

На прошедшем в прошлом году заседании Совета предложения профсоюзов Конфедерации по гармонизации подходов в социальной области были включены в Концепцию согласованной транспортной политики государств – участников СНГ на период до 2010 г.

Есть и проблемы, которые требуют совместного решения Совета и профсоюзов Конфедерации. Переход в наших государствах на платное лечение уже ставит задачу обязательного страхования за счет предприятий поездных бригад на случай травм или внезапных заболеваний при выполнении ими работ вне государства проживания. Необходимо также ввести в практику совместное планирование, разработку и долевое финансирование основных отраслевых нормативных документов по охране труда. Это сократит расходы администраций, исключит параллелизм, повысит качество работ. То есть надо использовать тот принцип, который используется сейчас Советом в проведении НИОКР по технологическим вопросам работы сети.

Развитие перевозок по транспортным коридорам, появление операторов могут расширить практику привлечения более дешевой иностранной рабочей силы для обеспечения международных перевозок. Конфедерация, как предложил главам железнодорожных администраций ее председатель, председатель отраслевого профсоюза России А.Б. Васильев, для исключения подобного социального демпинга считает необходимым определиться с общим для наших дорог составом основных минимальных социальных стандартов, которые должны выполняться по заключенному в рамках Совета специальному соглашению. К стандартам могли бы быть отнесены минимальный размер оплаты труда, режимы труда и отдыха, необходимые виды страхования и т.п. Их реализация на железных дорогах, особенно по стыкам транспортных коридоров, позволила бы снизить негативные последствия подобной конкуренции.

Надо особо отметить, что отношения железнодорожных администраций и профсоюзов отрасли наших стран строятся на основах конструктивного взаимодействия, что во многом стало основой сложившихся партнерских отношений и позволяет работать над расширением сотрудничества Конфедерации с Советом по железнодорожному транспорту.

обратно на страницу новостей