Индексная страница Написать письмо

ПРЕЗИДЕНТ НАЗАРБАЕВ ПОДДЕРЖИВАЕТ
СОЗИДАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ПРОФСОЮЗОВ
22 августа 2002 г.

В Астане, в резиденции Президента Республики Казахстан состоялась рабочая встреча Нурсултана Назарбаева с председателем Федерации профсоюзов Сиязбеком Мукашевым.

Президента интересовали вопросы современного состояния профсоюзного движения в Республике, главные проблемы, которые сегодня решают массовые организации трудящихся. Полагаю, что в целом, отметил Н. Назарбаев, Федерация профсоюзов занимает правильную и созидательную позицию, является той активной общественной силой, которая способствует преобразованиям, поступательному социально-экономическому развитию страны.

С. Мукашев заявил, что профессиональные союзы считают своим важнейшим долгом привлекать самих людей труда к сознательному участию в строительстве социально-рыночной экономики государства.

Современная законодательная база республики позволяет реализовывать свои исконные функции представителей работников. Благодаря закону о социальном партнерстве стали более предметными и емкими генеральные, отраслевые тарифные и региональные соглашения, а коллективные договоры теперь имеют свыше 11 тыс. (65%) крупных и средних предприятий.

Несмотря на определенные сложности, Федерация и ее членские организации активно участвуют в социально-культурном развитии страны, организации оздоровления трудящихся и детей, оказании помощи малоимущим. В Год здоровья повсеместно открылись новые детские оздоровительные лагеря, проводятся профсоюзные спартакиады.

Полагаем, отметил председатель Федерации, что складывающаяся благоприятная ситуация в реальном секторе экономики, новые подходы во внутренней и внешней политике, а также трехлетней Программе действий Правительства, позволяют сделать и новые шаги в деле улучшения социально-экономического положения трудящихся.

С целью дальнейшего решения социальных проблем председатель Федерации профсоюзов обратился к Президенту со следующими предложениями:

1. Осуществляемые в стране социально-экономические преобразования, основанные на многообразии форм собственности, обусловили появление новой системы трудовых отношений, и в 1999 году был принят Закон о труде.

Однако, как показала практика, этот Закон оказался несовершенным, не обеспечивает полноценной защиты конституционных прав и гарантий работников, позволяет работодателям допускать их дискриминацию. Все эти годы не прекращаются требования трудящихся и профсоюзов внести в Закон поправки, соответствующие международным трудовым нормам и устраняющие несправедливость в трудовых отношениях.

Федерация профсоюзов еще в прошлом году внесла в Парламент и Правительство конкретные предложения, но их рассмотрение неоправданно затягивается. Изменения и дополнения в Закон о труде следует принять до конца текущего года.

По большому счету, в Республике сложилась достаточная законодательная база для разработки на основе рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Трудового Кодекса Республики Казахстан.

2. Последние годы в стране принят ряд нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда, неуклонно росла заработная плата работников бюджетного и частного секторов.

Однако в Республике отсутствуют единые принципы государственной системы организации и регулирования оплаты труда. Устанавливаемая законом минимальная заработная плата не соответствует минимально допустимой цене рабочей силы, не обеспечивает прожиточного минимума работника.

В силу фактической отстраненности государства от регулирования оплаты труда, разница в величине среднемесячной зарплаты в различных регионах и отраслях экономики превышает несколько раз, а рядовых работников и управленческого персонала – десятки раз; укоренилась порочная практика выдачи "теневой" заработной платы.

К примеру, заработная плата в производстве табачных изделий составляет свыше 81,0 тыс. тенге, а у работников легкой промышленности – около 6,0 тыс. тенге; по некоторым оценкам, теневой оборот в республике достиг 40% ВВП.

Федерация профсоюзов выступает не за административный подход, а за применение рыночных регуляторов государственного воздействия на формирование оплаты труда. Они могли бы включать создание необходимой законодательной базы в этой сфере; определение отвечающего жизненным потребностям работника размера минимальной заработной платы; разработку механизмов регулирования оплаты труда в региональном аспекте; законодательное установление минимально допустимых компенсационных выплат за тяжелые, вредные и опасные условия труда, а также другие регуляторы, включающие легализацию, оптимальное налогообложение и жесткие законодательные меры защиты заработной платы.

Правительство и его социальные партнеры должны в течение 2002–2003 гг. разработать концептуальные подходы и проекты необходимых законодательных актов по реформированию и регулированию оплаты труда. Федерация профсоюзов вырабатывает по этим вопросам свои конкретные предложения.

3. Существующее положение с условиями труда работников, соблюдением норм его безопасности и охраны вызывает большую тревогу. Растет производственный травматизм, число погибших на работе составило в 1999 г. 280 человек, в 2001 г. – 308, а за первое полугодие текущего года – уже 160.

Такое неблагополучное положение объясняется отсутствием действенной системы охраны труда, слабым контролем и малочисленностью государственной инспекции. Не отвечая по полной схеме за создание безопасных условий труда, работодатели и государственные органы в то же время отстраняют профсоюзы от выполнения их контрольных функций на этом важнейшем участке трудовой деятельности.

Третий год разрабатывается новый закон о безопасности и охране труда; еще четыре года назад был подготовлен проект закона об обязательном страховании ответственности работодателя за причинение вреда работнику, пострадавшему при исполнении трудовых обязанностей; однако и сегодня их судьба не определена. Федерация считает, что новые законы должны предусматривать общественный контроль профсоюзов и их право на защиту работников в сфере охраны труда и предлагает объявить принятие этих законопроектов, как и поправок в закон о труде, в первоочередном порядке.

4. Большую озабоченность вызывают огромные долги работодателей по перечислению в накопительные пенсионные фонды обязательных 10-процентных отчислений от начисленной заработной платы работников; по сведениям Минтрудсоцзащиты эти долги превысили 31 млрд. тенге.

Профсоюзы оказывают давление на работодателей, но, к сожалению, в настоящее время нет государственного воздействия на нерадивых администраторов, привлечения их к ответственности за самоуправство в использовании пенсионных отчислений отсутствуют. Федерация профсоюзов настаивает, чтобы соответствующие меры и механизмы были выработаны незамедлительно.

5. Многочисленные факты свидетельствуют, что нормальному, цивилизованному построению трудовых отношений в значительной мере препятствует то, что руководители целого ряда крупных предприятий, в том числе иностранных, не входят в общереспубликанские союзы работодателей, не признают принципов социального партнерства, игнорируют Генеральное, отраслевые и региональные соглашения. Многие иностранные и отечественные инвесторы и работодатели допускают нарушения трудового законодательства и прав профсоюзов, дискриминацию казахстанских рабочих, осуществляют нелегальный импорт рабочей силы.

По мнению Федерации, эти проблемы заслуживают специального рассмотрения на заседании Правительства. Кроме того, было бы целесообразно включить в действующие при Президенте Республики Казахстан Совет иностранных инвесторов и Совет предпринимателей представителей Федерации профсоюзов в качестве наблюдателей.

6. У профессиональных союзов широкий положительный отклик нашли предложения Президента посвятить 2003–2005 гг. возрождению аула, значительно улучшить социальную сферу на селе.

В свою очередь, сейчас принимаются серьезные меры по реформированию и обновлению профессионального союза агропромышленного комплекса, укреплению связей профсоюза с государственными органами и руководителями сельскохозяйственных формирований в деле реализации трехлетней президентской программы подъема села. С. Мукашев обратился с просьбой поддержать эти устремления профсоюзов.

Президент Н. Назарбаев дал поручение правительственным органам рассмотреть перечисленные предложения Федерации профсоюзов.

От имени Исполкома Всеобщей конфедерации профсоюзов С. Мукашев вручил Н. Назарбаеву приглашение принять участие в предстоящем в Москве IV съезде ВКП.