ФОРМИРОВАТЬ ОБЩИЙ РЫНОК ТРУДА СНГ
НА БАЗЕ ВЫСОКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
24 июня 2003 г.
Выступление на круглом столе
VII Петербургского экономического форума 18-20 июля 2003 г.
Н.Д. Подшибякина,
заместитель Председателя ВКП
Уважаемые участники круглого стола!
Государства-участники СНГ постепенно вступают в мировую экономику, их
границы становятся все более открытыми. А углубляющееся разделение стран на
богатые и бедные неизбежно приводит к усилению процессов миграции
населения. Миграцию людей в поисках лучшей жизни не останавливают даже
самые суровые иммиграционные законы. По данным ООН, к началу 2001 года
общее число мигрантов во всем мире превысило 120 миллионов человек по
сравнению с 75 миллионами человек в 1965 году.
Миграция получает свое развитие и в странах СНГ, при этом наибольшее число
мигрантов сосредоточено в России. Но, конечно, мигрант мигранту рознь. Здесь и
те, кто использует государство в качестве трамплина для переезда в страны
Европы и США, и трудящиеся-мигранты, и репатрианты, и внутренние мигранты.
И, конечно, политика государств в области миграции должна учитывать её разный
характер. Остановлюсь на трудовой миграции.
|
В странах Содружества есть осознание того, что она будет развиваться. Ряд
государств, и в первую очередь, Россия, Белоруссия, Украина в условиях убыли
населения и подъема экономики нуждаются в привлечении дополнительной
рабочей силы. Другие страны СНГ, особенно центрально-азиатские, где высокая
рождаемость и растет численность населения, заинтересованы в расширении
трудовой миграции своих граждан в близлежащие государства, так как это в
определенной мере позволяет решать проблему занятости и снизить социальную
напряженность.
Сегодня в государствах Содружества легально ежегодно трудятся 350-400
тысяч человек. Но, к сожалению, основная масса мигрантов работает здесь
нелегально. Это очень серьезная проблема. Последствия её многообразны.
С этим, прежде всего, столкнулась Россия, где по разным оценкам находится от
5 до 12 млн. нелегалов. С одной стороны, особой симпатии не вызывают те, кто
взял "под свою крышу" рынки, не допускает на них мелких торговцев,
искусственно вздувает цены. Россияне беспокоятся и за свою безопасность, ведь
нелегальные мигранты составляют немалую часть организованной преступности,
они везут сюда наркотики, контрабанду, опасные болезни. С другой стороны,
основная масса нелегалов сосредоточена в теневой экономике, как правило, они
полностью бесправны и нередко находятся на положении рабов. Все это требует
и усиления контроля за миграцией, и необходимости повышения ответственности
работодателей за использование труда мигрантов.
|
Нам представляется сегодня особенно важным проведение государствами
Содружества более согласованной миграционной политики с учетом
национальных интересов и существующих потребностей стран в рабочей силе.
Думается, что в её основе должно быть заложено преимущественное право
предоставления работы гражданам СНГ перед мигрантами из дальнего
зарубежья, как это принято, например, в Евросоюзе. Государствам было бы
целесообразно выработать взвешенный подход и в отношении нелегальных
трудящихся-мигрантов из стран СНГ, принимая во внимание историческую и
культурную общность проживающих здесь народов.
Для ликвидации негативных последствий нелегальной миграции можно было
бы в государствах Содружества предпринять шаги по легализации тех мигрантов
из стран СНГ, которые уже длительное время находятся и работают в данном
государстве. Это позволило бы упорядочить их правовой статус, дало
возможность применения к ним существующего социально-трудового
законодательства.
|
Кстати, в западных странах, несмотря на достаточно жесткую миграционную
политику, программы легализации широко применяются и охватывают
единовременно до несколько сотен тысяч человек. Например, в США в рамках
реализации программы амнистии нелегальных мигрантов, объявленной в 1986 г.,
было легализовано более полутора миллионов человек. В Испании выполнение
аналогичной программы позволило легализовать в 2000 г. около 70 тыс. человек,
в том числе около 28 тыс. – из Украины.
Многие вопросы миграции, защиты прав трудящихся-мигрантов в странах СНГ
можно и нужно цивилизованно решать путем присоединения к международным
договорам в этой области. Здесь шагом вперед явилась бы ратификация нашими
странами Конвенции 97 МОТ "О трудящихся-мигрантах" и Конвенции 143 МОТ "О
злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам
равенства возможностей и обращения". И Межпарламентская Ассамблея СНГ
могла сыграть здесь и свою роль. Разрешению проблем в области миграции
способствовало бы также ускорение принятия Конвенции о защите прав и
интересов трудящихся-мигрантов и членов их семей – граждан государств-
участников Содружества.
|
Но кардинально устранить их мог бы общий рынок труда государств СНГ.
Конечно, процесс его формирования является сложным и длительным, но уже
сегодня мы могли бы делать реальные шаги в этом направлении.
Речь идет о создании единой правовой базы функционирования рынка труда,
сближении и гармонизации законодательства стран в социально-трудовой сфере,
что позволит создать условия для обеспечения равного доступа граждан к
социальным гарантиям на всей территории Содружества.
Но это сближение должно осуществляться не на базе худших социальных
стандартов, а на базе более высоких социально-трудовых норм, которые есть в
странах СНГ, а также с учетом международных трудовых норм. По мнению
профсоюзов Содружества, такое положение должно быть основополагающим при
гармонизации законодательства в Содружестве.
|
Нас это особо беспокоит, поскольку сегодня мы видим, что даже в рамках
отдельного государства происходит ухудшение законодательства, касающегося
прав и интересов трудящихся и граждан, несоответствие его международным
нормам.
Например, законодательство о занятости населения государств СНГ в
последнее время все более отличается. В ряде стран ужесточаются меры в
вопросах поддержки граждан, оказавшихся безработными. Так, в России и
Казахстане отменено страхование на случай безработицы, что противоречит
Конвенции 102 МОТ "О минимальных нормах социального обеспечения" и
общепринятой мировой практике.
В России финансирование политики занятости осуществляется с 2001 г. за счет
средств государственного бюджета. И что мы имеем в результате? Размер
средств ежегодно снижается, сокращаются мероприятия активной политики
занятости (численность граждан, участвующих в общественных работах,
снизилась в 2002 г. по сравнению с 2001 г. на 11%, число обученных безработных
– 9%), максимальная помощь безработным – это 30% от прожиточного минимума.
Мы против сближения законодательства в СНГ по таким стандартам.
В целом для создания единой правовой базы общего рынка труда следовало
бы выработать концепцию социальной политики государств-участников СНГ.
|
|