Индексная страница Написать письмо

ФОРМИРОВАТЬ ОБЩИЙ РЫНОК ТРУДА СНГ
НА БАЗЕ ВЫСОКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
24 июня 2003 г.

Выступление на круглом столе
VII Петербургского экономического форума 18-20 июля 2003 г.

Н.Д. Подшибякина,
заместитель Председателя ВКП

Уважаемые участники круглого стола!

Государства-участники СНГ постепенно вступают в мировую экономику, их границы становятся все более открытыми. А углубляющееся разделение стран на богатые и бедные неизбежно приводит к усилению процессов миграции населения. Миграцию людей в поисках лучшей жизни не останавливают даже самые суровые иммиграционные законы. По данным ООН, к началу 2001 года общее число мигрантов во всем мире превысило 120 миллионов человек по сравнению с 75 миллионами человек в 1965 году.

Миграция получает свое развитие и в странах СНГ, при этом наибольшее число мигрантов сосредоточено в России. Но, конечно, мигрант мигранту рознь. Здесь и те, кто использует государство в качестве трамплина для переезда в страны Европы и США, и трудящиеся-мигранты, и репатрианты, и внутренние мигранты. И, конечно, политика государств в области миграции должна учитывать её разный характер. Остановлюсь на трудовой миграции.

В странах Содружества есть осознание того, что она будет развиваться. Ряд государств, и в первую очередь, Россия, Белоруссия, Украина в условиях убыли населения и подъема экономики нуждаются в привлечении дополнительной рабочей силы. Другие страны СНГ, особенно центрально-азиатские, где высокая рождаемость и растет численность населения, заинтересованы в расширении трудовой миграции своих граждан в близлежащие государства, так как это в определенной мере позволяет решать проблему занятости и снизить социальную напряженность.

Сегодня в государствах Содружества легально ежегодно трудятся 350-400 тысяч человек. Но, к сожалению, основная масса мигрантов работает здесь нелегально. Это очень серьезная проблема. Последствия её многообразны.

С этим, прежде всего, столкнулась Россия, где по разным оценкам находится от 5 до 12 млн. нелегалов. С одной стороны, особой симпатии не вызывают те, кто взял "под свою крышу" рынки, не допускает на них мелких торговцев, искусственно вздувает цены. Россияне беспокоятся и за свою безопасность, ведь нелегальные мигранты составляют немалую часть организованной преступности, они везут сюда наркотики, контрабанду, опасные болезни. С другой стороны, основная масса нелегалов сосредоточена в теневой экономике, как правило, они полностью бесправны и нередко находятся на положении рабов. Все это требует и усиления контроля за миграцией, и необходимости повышения ответственности работодателей за использование труда мигрантов.

Нам представляется сегодня особенно важным проведение государствами Содружества более согласованной миграционной политики с учетом национальных интересов и существующих потребностей стран в рабочей силе. Думается, что в её основе должно быть заложено преимущественное право предоставления работы гражданам СНГ перед мигрантами из дальнего зарубежья, как это принято, например, в Евросоюзе. Государствам было бы целесообразно выработать взвешенный подход и в отношении нелегальных трудящихся-мигрантов из стран СНГ, принимая во внимание историческую и культурную общность проживающих здесь народов.

Для ликвидации негативных последствий нелегальной миграции можно было бы в государствах Содружества предпринять шаги по легализации тех мигрантов из стран СНГ, которые уже длительное время находятся и работают в данном государстве. Это позволило бы упорядочить их правовой статус, дало возможность применения к ним существующего социально-трудового законодательства.

Кстати, в западных странах, несмотря на достаточно жесткую миграционную политику, программы легализации широко применяются и охватывают единовременно до несколько сотен тысяч человек. Например, в США в рамках реализации программы амнистии нелегальных мигрантов, объявленной в 1986 г., было легализовано более полутора миллионов человек. В Испании выполнение аналогичной программы позволило легализовать в 2000 г. около 70 тыс. человек, в том числе около 28 тыс. – из Украины.

Многие вопросы миграции, защиты прав трудящихся-мигрантов в странах СНГ можно и нужно цивилизованно решать путем присоединения к международным договорам в этой области. Здесь шагом вперед явилась бы ратификация нашими странами Конвенции 97 МОТ "О трудящихся-мигрантах" и Конвенции 143 МОТ "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения". И Межпарламентская Ассамблея СНГ могла сыграть здесь и свою роль. Разрешению проблем в области миграции способствовало бы также ускорение принятия Конвенции о защите прав и интересов трудящихся-мигрантов и членов их семей – граждан государств- участников Содружества.

Но кардинально устранить их мог бы общий рынок труда государств СНГ. Конечно, процесс его формирования является сложным и длительным, но уже сегодня мы могли бы делать реальные шаги в этом направлении.

Речь идет о создании единой правовой базы функционирования рынка труда, сближении и гармонизации законодательства стран в социально-трудовой сфере, что позволит создать условия для обеспечения равного доступа граждан к социальным гарантиям на всей территории Содружества.

Но это сближение должно осуществляться не на базе худших социальных стандартов, а на базе более высоких социально-трудовых норм, которые есть в странах СНГ, а также с учетом международных трудовых норм. По мнению профсоюзов Содружества, такое положение должно быть основополагающим при гармонизации законодательства в Содружестве.

Нас это особо беспокоит, поскольку сегодня мы видим, что даже в рамках отдельного государства происходит ухудшение законодательства, касающегося прав и интересов трудящихся и граждан, несоответствие его международным нормам.

Например, законодательство о занятости населения государств СНГ в последнее время все более отличается. В ряде стран ужесточаются меры в вопросах поддержки граждан, оказавшихся безработными. Так, в России и Казахстане отменено страхование на случай безработицы, что противоречит Конвенции 102 МОТ "О минимальных нормах социального обеспечения" и общепринятой мировой практике.

В России финансирование политики занятости осуществляется с 2001 г. за счет средств государственного бюджета. И что мы имеем в результате? Размер средств ежегодно снижается, сокращаются мероприятия активной политики занятости (численность граждан, участвующих в общественных работах, снизилась в 2002 г. по сравнению с 2001 г. на 11%, число обученных безработных – 9%), максимальная помощь безработным – это 30% от прожиточного минимума. Мы против сближения законодательства в СНГ по таким стандартам.

В целом для создания единой правовой базы общего рынка труда следовало бы выработать концепцию социальной политики государств-участников СНГ.