Индексная страница Написать письмо

РЕФОРМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ДОЛЖНА УЧИТЫВАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ
21 октября 2003 г.

Очередное двадцать пятое заседание Совета Международной Конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей (МКПЖ) прошло 15 октября в городе Санкт - Петербурге.

В его работе приняли участие члены Совета – руководители отраслевых профсоюзов Азербайджана – А. Турабов, Белоруссии – О. Винник, Грузии - Р. Бугианишвили, Казахстана – Б. Шубин, Киргизии - Р. Мазитов, Латвии – С. Семенов, Таджикистана - Т. Гончарова, Украины – В. Ткачев, Эстонии - Й. Шевцов, заместители председателей профсоюзов России – Д. Кришталь, Молдавии – И. Водяницкая. В заседании участвовали также делегации отраслевых профсоюзов Азербайджана, Грузии, России, Украины, Эстонии. Вел заседание генеральный секретарь Конфедерации Г. Косолапов.

На заседании Совета

Центральной темой было обсуждение влияния реформирования железнодорожного транспорта на структуру профсоюзов и организацию коллективно-договорной работы. Этому вопросу посвятили доклады руководители профсоюзов, генеральный секретарь Конфедерации. Профсоюзы осознают необходимость проведения реформ с целью создания современного, эффективного железнодорожного комплекса, конкурентоспособного на рынке транспортных услуг, о чем говорилось в заявлении первого Конгресса МКПЖ. Однако, это не должно достигаться за счет ухудшения социального и правового положения работников, перекладывания бремени социальных издержек реформирования на плечи трудящихся. Профсоюзы внесли заметный вклад в корректировку программ реформ.

В странах СНГ и Балтии за последние годы прослеживается устойчивая тенденция разгосударствления железнодорожного транспорта. К государственному сектору экономики железные дороги относятся в Азербайджане, Белоруссии, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркменистане, Украине (где, правда, начата подготовка к акционированию). В различных формах акционерных обществ железнодорожный транспорт работает в Армении, Казахстане, Латвии, Литве, России и Узбекистане, как общество с ограниченной ответственностью - в Грузии. В этих странах 100% активов стальных магистралей находятся в собственности государства. В Эстонии железная дорога, прошедшая период глубокой реструктуризации и разделенная на ряд самостоятельных предприятий, сейчас представляет акционерное общество, 66% акций которого принадлежит частному иностранному инвестору, владеющему практически всей железнодорожной инфраструктурой страны, парком грузовых вагонов и локомотивов.

Все профсоюзы на железных дорогах стран СНГ и Балтии сохранили свое представительство и влияние, объединяя (за исключением Литвы и Эстонии) 92–99% работающих. Везде приняты новые законы в социально-трудовой области, а также законы о профсоюзах. Но, несмотря на существенные различия в условиях работы, профсоюзы Конфедерации реализацию задачи социальной защиты трудящихся видят в совершенствовании коллективно- договорного процесса, своей структуры, активной работе в первичном звене, развитии новых нетрадиционных форм деятельности.

В результате обстоятельной дискуссии был принят ряд принципов, которые следует учитывать при совершенствовании структуры профсоюзов и организации коллективно-договорной работы в условиях реструктуризации железнодорожного транспорта. В частности, допускается возможность несовпадения производственной и профсоюзной структур, сохранения деятельности территориальных органов профсоюзов без паритетных хозяйственных партнеров, этапность в преобразовании своей структуры при изменении хозяйственной. Необходимо осуществлять специальные меры для сохранения унитарности профсоюза, исключения возможности его дробления на узкопрофессиональные. Этому могут служить общие отраслевые соглашения, заключение коллективных договоров в обособленных отраслевых объединениях руководящими органами профсоюза. В условиях фрагментации железнодорожного комплекса для организации социального диалога, ведения коллективно-договорного процесса, гармонизации социальных гарантий следует добиваться создания объединения работодателей отрасли, распространения гарантий работникам головных компаний железнодорожного транспорта на работников выделившихся предприятий. Также принято решение предложить Совету по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества провести научно-практическую конференцию по вопросам реформирования с участием Конфедерации как ее соучредителя.

Участниками заседания был одобрен проект отраслевого межгосударственного соглашения по социальным стандартам, который предполагается заключить после необходимых согласительных процедур, между Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества и Советом МКПЖ.

Намечено проведение ряда совместных мероприятий, посвященных 100- летию отраслевого профсоюзного движения, принят план основных мероприятий в рамках МКПЖ на 2004 г.

Очередное, двадцать четвертое заседание Совета Конфедерации по приглашению профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины, решено провести весной 2004 г. в г. Киеве.

Участники заседания высоко оценили четкую организацию его проведения, радушие хозяев – Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей. Им была предоставлена возможность ознакомиться с достопримечательностями Санкт-Петербурга.