КАК ОБЕСПЕЧИТЬ РОСТ
МИНИМАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ЗАРПЛАТЫ В УКРАИНЕ
15 июня 2004 г.
В Федерации профсоюзов Украины состоялся круглый стол по проблемам обеспечения роста
минимальной и средней заработной платы в Украине. В нем приняли участие народные депутаты
Украины, представители правительственных структур, работодателей, ученые.
Во время рассмотрения и обсуждения вопросов подчеркивалось, что социально-экономические
реалии последних лет (рост ВВП, объемов промышленной продукции, производительности труда)
дают основания для существенного повышения благосостояния работающих, однако социальное
качество экономии остается низким.
В период активного реформирования экономики, особенно в течение 1992–2000 гг. искусственно
было создано значительное отставание темпов роста реальной заработной платы от темпов роста
производительности труда, необоснованно низкими остаются расходы на оплату труда в структуре
себестоимости продукции, вследствие чего стала чрезмерной эксплуатация работающих.
|
Установленный парламентом с 1 января 2004 г. размер заработной минимальной платы в 205
гривен не только не соответствует Закону Украины "О государственных социальных стандартах
и государственных социальных гарантиях", а даже ниже черты бедности. Так, в 2003 г. черта
бедности составляла ориентировочно 218 гривен, а в этом году, по прогнозам специалистов,
по прогнозам специалистов ФПУ, – 240 гривен. Как следствие, заниженная государственная
минимальная гарантия не выполняет своей основной социальной функции – защиту работающего
человека от бедности.
Фактически после выплаты налогов и отчислений в социальные фонды работник с минимальной
заработной платой получает лишь 180 гривен, в то время как только одна стоимость продуктов
питания для трудоспособного лица исходя из фактического прожиточного минимума в марте этого
года составила 188,5 гривен. В марте текущего года заработную плату ниже минимальной (205 гривен)
получали 11,6% работающих, а ниже прожиточного минимума – 48%.
|
Участниками круглого стола единодушно было одобрено предложение профсоюзов о
целесообразности разработки на государственном уровне концептуальных мер нового этапа
реформирования оплаты труда в Украине как фактора устойчивого развития экономики, источника
обновления трудового потенциала страны и повышения уровня жизни населения. Поэтому
председатель ФПУ, народный депутат Украины А.Н. Стоян от имени участников круглого
стола обратился в Президенту Украины А.Д. Кучме с предложением о создании рабочей
группы с участием ученых, членов правительства, работодателей и представителей профсоюзов
для подготовки комплексной программы реформирования оплаты труда в Украине с целью
обеспечения роста заработной платы в стране в ближайшие годы до уровня стандартов развитых
стран, перехода от модели дешевой рабочей силы к высокооплачиваемой конкурентоспособной
национальной рабочей силе.
|
Первоочередными задачами Кабинета Министров Украины в сфере оплаты труда участники
круглого стола считают:
внесение в Генеральное соглашение на 2004–2005 гг. в срок до 1 июня 2004 г. и на рассмотрение
Верховной Рады Украины проекта закона "О поэтапном повышении размера минимальной
заработной платы до прожиточного минимума в расчете на одно трудоспособное лицо";
введение с 1 июля 2004 г. Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы
на основе должностного оклада (ставки заработной платы) работника и тарифного разряда в
размере законодательно установленной минимальной заработной платы с целью существенного
повышения заработной платы, поднятия престижа квалифицированного труда в этой сфере;
проведения проверок соблюдения руководителями предприятий с долей государственной
собственности более 50% норм Генерального и отраслевых соглашений в отношении
минимальных гарантий и межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате
труда.
|
В соответствии с рекомендациями участников круглого стола социальным партнерам необходимо
до конца 2004 г. совместно осуществить практические действия для обеспечения роста работной
платы в ближайшие годы до уровня стандартов развитых стран, в частности, путем:
использования ресурсов, которые созданы увеличением объемов производства, уменьшением
налогов, внедрением материало- и энергосберегающих технологий, на увеличение доли оплаты
труда в расходах на производство;
"детенезации" экономики, занятости и доходов;
повышения качества рабочей силы, в том числе через кардинальное увеличение объемов
обучения и переобучения на производстве;
существенного и устойчивого (не менее чем на десять процентных пунктов ежегодно) увеличения
числа работающих на каждом предприятии, которые получают заработную плату в размере
больше двух-трех прожиточных минимумов, как предпосылку формирования в обществе
среднего класса.
|
|