Индексная страница Написать письмо

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ РОСТ
МИНИМАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ЗАРПЛАТЫ В УКРАИНЕ
15 июня 2004 г.

В Федерации профсоюзов Украины состоялся круглый стол по проблемам обеспечения роста минимальной и средней заработной платы в Украине. В нем приняли участие народные депутаты Украины, представители правительственных структур, работодателей, ученые.

Во время рассмотрения и обсуждения вопросов подчеркивалось, что социально-экономические реалии последних лет (рост ВВП, объемов промышленной продукции, производительности труда) дают основания для существенного повышения благосостояния работающих, однако социальное качество экономии остается низким.

В период активного реформирования экономики, особенно в течение 1992–2000 гг. искусственно было создано значительное отставание темпов роста реальной заработной платы от темпов роста производительности труда, необоснованно низкими остаются расходы на оплату труда в структуре себестоимости продукции, вследствие чего стала чрезмерной эксплуатация работающих.

Установленный парламентом с 1 января 2004 г. размер заработной минимальной платы в 205 гривен не только не соответствует Закону Украины "О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях", а даже ниже черты бедности. Так, в 2003 г. черта бедности составляла ориентировочно 218 гривен, а в этом году, по прогнозам специалистов, по прогнозам специалистов ФПУ, – 240 гривен. Как следствие, заниженная государственная минимальная гарантия не выполняет своей основной социальной функции – защиту работающего человека от бедности.

Фактически после выплаты налогов и отчислений в социальные фонды работник с минимальной заработной платой получает лишь 180 гривен, в то время как только одна стоимость продуктов питания для трудоспособного лица исходя из фактического прожиточного минимума в марте этого года составила 188,5 гривен. В марте текущего года заработную плату ниже минимальной (205 гривен) получали 11,6% работающих, а ниже прожиточного минимума – 48%.

Участниками круглого стола единодушно было одобрено предложение профсоюзов о целесообразности разработки на государственном уровне концептуальных мер нового этапа реформирования оплаты труда в Украине как фактора устойчивого развития экономики, источника обновления трудового потенциала страны и повышения уровня жизни населения. Поэтому председатель ФПУ, народный депутат Украины А.Н. Стоян от имени участников круглого стола обратился в Президенту Украины А.Д. Кучме с предложением о создании рабочей группы с участием ученых, членов правительства, работодателей и представителей профсоюзов для подготовки комплексной программы реформирования оплаты труда в Украине с целью обеспечения роста заработной платы в стране в ближайшие годы до уровня стандартов развитых стран, перехода от модели дешевой рабочей силы к высокооплачиваемой конкурентоспособной национальной рабочей силе.

Первоочередными задачами Кабинета Министров Украины в сфере оплаты труда участники круглого стола считают:

  • внесение в Генеральное соглашение на 2004–2005 гг. в срок до 1 июня 2004 г. и на рассмотрение Верховной Рады Украины проекта закона "О поэтапном повышении размера минимальной заработной платы до прожиточного минимума в расчете на одно трудоспособное лицо";
  • введение с 1 июля 2004 г. Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы на основе должностного оклада (ставки заработной платы) работника и тарифного разряда в размере законодательно установленной минимальной заработной платы с целью существенного повышения заработной платы, поднятия престижа квалифицированного труда в этой сфере;
  • проведения проверок соблюдения руководителями предприятий с долей государственной собственности более 50% норм Генерального и отраслевых соглашений в отношении минимальных гарантий и межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда.
  • В соответствии с рекомендациями участников круглого стола социальным партнерам необходимо до конца 2004 г. совместно осуществить практические действия для обеспечения роста работной платы в ближайшие годы до уровня стандартов развитых стран, в частности, путем:

  • использования ресурсов, которые созданы увеличением объемов производства, уменьшением налогов, внедрением материало- и энергосберегающих технологий, на увеличение доли оплаты труда в расходах на производство;
  • "детенезации" экономики, занятости и доходов;
  • повышения качества рабочей силы, в том числе через кардинальное увеличение объемов обучения и переобучения на производстве;
  • существенного и устойчивого (не менее чем на десять процентных пунктов ежегодно) увеличения числа работающих на каждом предприятии, которые получают заработную плату в размере больше двух-трех прожиточных минимумов, как предпосылку формирования в обществе среднего класса.