ПРОФСОЮЗЫ РОССИИ ПРЕДЛАГАЮТ УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ
ЗАКОНЫ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ ИХ ПРАВА
17 ноября 2005 г.
15 ноября в Государственной Думе Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему:
"Направления совершенствования законодательства о профессиональных союзах с учётом истории и опыта
их деятельности". Они были организованы комитетами ГД по делам общественных объединений и
религиозных организаций и по труду и социальной политике.
|
Слушания открыл вступительным словом и вел председатель Комитета ГД по делам общественных
объединений и религиозных организаций Сергей Попов. По его словам, практика деятельности
профессиональных союзов в условиях новой системы законодательства о профсоюзах выявила ряд
законодательных актов, в которых отсутствуют механизмы реализации предусмотренных полномочий
профсоюзов. По мнению многих депутатов, в том числе представителей профсоюзов, возникла необходимость
продолжить работу по систематизации законодательства о профессиональных союзах, устранению в нем
внутренних противоречий, изъянов и пробелов, сказал он.
|
Основной доклад сделал заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов
Алексей Суриков.
Он отметил, что практика почти 4-летнего действия Трудового кодекса РФ (разработанного при участии ФНПР)
показывает, что "он отражает новые экономические реалии, позволяет решать новые проблемы в области
трудовых отношений и реализации интересов трудящихся и членов профсоюза". Но в то же время в ТК
немало слабых мест. Получается, что правовая база сформирована, но механизм ее практического
применения имеет много недостатков.
А. Суриков подчеркнул, что профсоюзы последовательно выступают за укрепление и развитие системы
социального партнерства. Но невысокий уровень представителей правительства и работодателей в
Российской трехсторонней комиссии во многом тормозит её работу. "Не всегда на заседаниях РТК
представлены полномочные представители правительства, которые могут самостоятельно принимать
решения", – посетовал представитель профсоюзов.
Среди задач, которые пытаются решать российские профсоюзы в рамках Российского трехстороннего
соглашения, зам. председателя ФНПР назвал "восстановление и развитие системы обязательного
социального страхования работника как наиболее надежной адресной формы его социальной защиты в
условиях рыночных отношений".
Необходимо вернуться от Единого социального налога (ЕСН) к формированию доходов внебюджетных
фондов на базе страховых взносов, подчеркнул А. Суриков.
Он также отметил необходимость восстановления Минтруда РФ, так как отсутствие подобного министерства
затрудняет работу трехсторонней комиссии.
По мнению А. Сурикова, в УК РФ и АК РФ необходимо закрепить "продекларированные" в законе
"О профсоюзах", но не применяемые на практике положения об ответственности за нарушения прав
профсоюзов, в первую очередь, за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов.
Он также потребовал ускорить разработку ФЗ "О государственных внебюджетных фондах РФ", ФЗ
"О государственных социальных стандартах" и некоторых других законодательных актов.
В числе главных законодательных предложений ФНПР есть также такие:
- упростить процедуру регистрации профсоюзов, освободить их от уплаты государственной пошлины;
- ввести ответственность за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов;
- исключить возможность внесудебного прекращения деятельности профсоюзов;
- предоставить право профсоюзам по собственной инициативе подавать иски в суды в случае нарушения
трудовых прав работников.
|
Председатель Комитета ГД по труду и социальной политике Андрей Исаев, выступая на слушаниях, сказал,
что сейчас в рамках трехсторонней комиссии согласованы позиции по корректировке трудового
законодательства и соответствующие законопроекты, как ожидается, в декабре будут представлены на
обсуждение Госдумы.
А. Исаев также сказал, что на повестке дня стоит и вопрос о принятии федерального закона об участии
работников в управлении организациями. По его прогнозам, данный законопроект может быть рассмотрен
уже в следующем году.
"Ошибкой российского законодательства" назвал глава Комитета то, что депутаты разрешили административно
приостанавливать деятельность профсоюзов.
В своем выступлении А. Исаев затронул тему ЕСН. По его словам, решение о снижении ЕСН оказалось
ошибочным, так как ни одна из целей, которая ставилась при введении налога и затем при его снижении,
достигнута не была. Он сообщил, что Комитет ГД по труду и социальной политике настоял на том, чтобы
Госдума совместно с Российской трехсторонней комиссией приняла специальное постановление, в
соответствии с которым в течение 2006 г. будут подготовлены предложения о возвращении к системе
социального страхования.
|
Заместитель председателя Госдумы Валентин Купцов заметил, что проблема
совершенствования законодательства профсоюзов назрела давно. По его словам, значительное понижение
роли профсоюзных организаций в последнее время естественно, "потому что в такое положение они были
поставлены законодательно". "Фактически в сотнях тысяч малых предприятий вообще нет профсоюзных
организаций, численность членов профсоюзов сократилась в 2–3 раза, работодатели откровенно игнорируют
действующие законы о профсоюзах, о труде, о социальном страховании", – подчеркнул он.
|
Заместитель генпрокурора РФ Владимир Колесников подтвердил факты нарушения законодательства
работодателями конкретными цифрами. По его словам, органами прокуратуры обеспечивается надзор за
соблюдением законодательства о профсоюзах, принимаются меры реагирования по их обращениям о
нарушении трудовых прав граждан. С 2001 года в общей массе правонарушений социальных прав и свобод
граждан нарушения, затрагивающие их трудовые права, составляют более 60%, и наблюдается тенденция к
их увеличению, сказал он.
В. Колесников также заметил, что в Генпрокуратуре РФ были изучены законопроекты, внесенные в Госдуму,
предусматривающие ведение уголовной и административной ответственности за нарушение прав
профсоюзов. "С учетом массового характера нарушений трудовых прав граждан и необходимостью
повышения уровня их охраны и защиты идея повышения ответственности прав за нарушение прав
профсоюзов может быть поддержана", - заявил он.
|
Подводя итоги слушаний, председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных
организаций Сергей Попов предложил поддержать проект рекомендаций, "так как подавляющее большинство
в целом позитивно отметило этот документ", на что возражений из зала заседаний не последовало.
В преамбуле рекомендаций, в частности, содержится такой весьма обнадеживающий тезис: "Сегодня
профсоюзы России – это один из наиболее развитых институтов гражданского общества. При этом миссия
профсоюзов не ограничивается защитой интересов работников и воздействием на трудовые отношения Они
аккумулируют и отражают общественные настроения, выявляют реакцию общества на проводимую
государством социально-экономическую политику, помогают своевременно корректировать её".
Отдельные разделы рекомендаций адресованы Федеральному Собранию, Правительству и
профессиональным союзам Российской Федерации.
В составе рекомендаций профсоюзам есть и такая: "Усилить работу в субъектах Российской Федерации
по внесению изменений в региональное законодательство, в котором установить гарантии деятельности
профессиональных союзов и их членов на предприятиях и учреждениях".
|
|