Индексная страница Написать письмо

ПРОФСОЮЗЫ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ ГОВЯТСЯ В СЪЕЗДУ
1 декабря 2005 г.

Накануне IV съезда Федерации профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России, который состоится 7 декабря, наш корреспондент побеседовал с исполняющим обязанности председателя Федерации Николаем Калмыковым.

Корр. – Николай Иванович, 2005 г. – особый для профсоюзного движения. Недавно профсоюзы России отметили свое 100-летие. Исполнилось 15 лет и со дня образования Федерации профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России. Чем ознаменовался этот период для армейских профсоюзов.

Прошедшее время войдет в историю нашего профсоюза как годы образования, становления, поиска таких форм в работе, которые наилучшим образом позволяли бы решать проблемы гражданского персонала. Сразу же после I съезда, состоявшегося в октябре 1990 г., был подписан приказ Министра обороны, устанавливающий порядок взаимоотношений между профсоюзами и командованием и обязательность заключения коллективных договоров и соглашений.

Именно в процессе реализации первых соглашений между Федерацией профсоюзов и Министерством обороны было решено немало накопившихся социальных проблем. Увеличены средства на премирование рабочих и служащих с 2% до 3-месячных фондов оплаты труда, а в последствии и до 6-месячных фондов. Установлена 35% надбавка за работу в ночное время. Был решен вопрос о выделении для лечения рабочих и служащих 10% койко-мест в военных госпиталях и снижена стоимость путевок для детей гражданского персонала в летние лагеря до стоимости, оплачиваемой военнослужащими. Соглашения предусматривали также выделение 5% путевок в здравницы Министерства обороны.

С 1 января 1995 г. были увеличены тарифные ставки за работу в Вооруженных Силах на 25% и установлено единовременное денежное вознаграждение по итогам года в размере 2-х должностных окладов или тарифных ставок и т. д. Одним словом льготы, большинство из которых и сегодня имеет гражданский персонал – плоды совместных усилий Федерации профсоюзов и Министерства обороны и достигнуты они в основном в первой половине нашего 15-летия.

В феврале 1996 г. состоялся II съезд, подтвердивший правильность создания общероссийского объединения армейских профсоюзов в лице Федерации, которая делом доказывала свою способность отстаивать и решать многие проблемы.

За прошедшие годы создана неплохая правовая база для конструктивного взаимодействия и социального партнерства между профсоюзами и соответствующими органами военного управления. Благодаря совместным усилиям Федерации профсоюзов и Министерства обороны издано и реализуется более 200 приказов, директив и других нормативных документов, направленных на улучшение положения гражданского персонала.

Корр. – Очевидно прошедшее 15-летие для Федерации профсоюзов запомнилось не только достижениями, но и проблемами, требующими безотлагательного решения.

Основной "головной болью" профсоюзов во все времена была и остается проблема оплаты труда. В 90-е годы наблюдалась несвоевременная выплата заработной платы гражданскому персоналу, задолженность по которой доходила до несколько месяцев. К примеру, средств, выделенных в 1996 г. на содержание Вооруженных Сил, хватало только на выплату заработной платы гражданскому персоналу и денежного содержания военнослужащих в течение 10 месяцев. Вплоть до 1999 г., когда произошел существенный сдвиг в финансировании Министерства обороны и были погашены долги по зарплате, профсоюзы обращались во все инстанции, проводили митинги, пикетирования с требованиями своевременной выплаты заработной платы.

Сегодня, несмотря на то, что законодательством предусмотрены дополнительные меры государственной защиты работников силовых структур, в том числе, право на повышенную заработную плату, в бюджете 2005 г. при общем повышении оплаты труда работников бюджетной сферы не были заложены средства на повышение заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил.

Мы конечно рады за своих коллег бюджетников, но чем труд работников таможни или миграционной службы тяжелее труда работника Вооруженных Сил. Как сопоставить труд работника связи, работающего на поверхности и связиста несущего боевое дежурство в ВВС и ПВО глубоко под землей? При этом размер оплаты труда гражданского персонала очень низок. Вот данные из расчетно-платежной ведомости основных специалистов вертолетного полка (в/ч 62978) СКВО за сентябрь 2005 г. (с учетом 11,1%), которые говорят сами за себя. Слесарь 4 разряда получил на руки 2291 руб., водитель ТЭЧ – 2299 руб., авиатехник РЭО – 2391 руб., инженер ИАС – 3617 руб.

О действиях Федерации профсоюзов, ее членских организаций известно. Акции протеста гражданского персонала проходили по всей России. В печатных средствах массовой информации, центральных, региональных, окружных, а в некоторых неоднократно, были опубликованы статьи в поддержку наших требований. Телевидение и радио показывали и говорили о наших акциях. Письма написаны во все властные структуры. Из войсковых частей и организаций, от отдельных работников в адрес Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Министра обороны РФ поступили сотни писем с просьбой восстановить справедливость по отношению к гражданскому персоналу.

Наши обращения нашли поддержку в Комитете Государственной Думы по обороне, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, у Уполномоченного по правам человека в РФ. Нас поддержали российские профсоюзы и, прежде всего, Федерация независимых профсоюзов России.

На повестке дня по-прежнему вопрос формирования фонда оплаты труда. В связи с тем, что фонд исчисляется, вопреки законодательству, только по фактически укомплектованным в войсках должностям, а не по штатам и штатным расписаниям, воинские части лишены возможности производить доплаты за совмещение должностей и выполнение обязанностей, временно отсутствующих работников. Кроме того, в конце года такое положение приводит к задержкам выплат заработной платы.

Сегодня Правительство Российской Федерации в очередной раз решает задачу реформирования всей системы заработной платы работников организаций бюджетной сферы. В этих условиях Федерация профсоюзов должна не только сохранить ранее установленные льготы и преимущества в оплате труда гражданского персонала, но и добиваться более справедливой его оплаты.

В 2003 г. гражданский персонал лишился 25% надбавки к окладам за работу в Вооруженных Силах и стоить заметить, что сделано это было одновременно с увеличением ставки 1 и соответственно остальных разрядов ЕТС. Первое, что нужно сделать, чтобы заработала статья 349 Трудового кодекса – вернуть 25% надбавку.

С принятием Закона РФ 122-ФЗ добавилось и проблем. Субъектам РФ предоставлено право устанавливать работникам бюджетных отраслей как более высокий уровень оплаты труда, так и различные доплаты и льготы. В некоторых регионах заработная плата аналогичных категорий работников отличается в разы. Это явная дискриминация по отношению к армии.

Далеко не лучшим образом налажено медицинское обеспечение гражданского персонала. С переходом на страховую медицину, даже гражданские медработники, которые работают в военных медучреждениях, не включенных в систему обязательного медицинского страхования, не могут получить лечение в тех учреждениях, где трудятся.

В настоящее время гражданский персонал практически лишился права на получение жилья. И никакая ипотека, учитывая уровень заработной платы гражданского персонала, тут не поможет.

Корр. – Федерация профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России является членской организацией Всеобщей конфедерации профсоюзов. В этой связи вопрос – а как Федерация взаимодействует с братскими профсоюзами государств Содружества?

В 2003 г. создан Координационный Совет и подписано Соглашение о сотрудничестве между профсоюзами работников Вооруженных Сил Беларуси, Казахстана, России и Украины. В сентябре такое решение приняла Киргизия. Будет рассматриваться, по примеру других отраслей, вопрос о создании на этой основе Международной организации профсоюзов стран СНГ. Основа нашего объединения –традиционная дружба наших народов и армий.