ДОБИВАТЬСЯ ВЫСОКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРУДА
18 апреля 2006 г.
В г. Таллине (Эстония) 11–12 апреля 2006 г. состоялось очередное 29 заседание Совета Международной
Конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей (МКПЖ), представляющей
интересы 3,3 млн. тружеников отраслей.
|
Встреча профсоюзов прошла в столице Эстонии в период проведения там 43 заседания Совета по
железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, в работе которого также участвуют
администрации железных дорог стран Балтии, Болгарии и Финляндии. МКПЖ имеет статус наблюдателя в
Совете, и профсоюзы Конфедерации также приняли участие в его работе.
Перед началом заседания Совета состоялась встреча президента ОАО "РЖД", председателя Совета по
железнодорожному транспорту В.И. Якунина, руководителей железнодорожных администраций с
Президентом Эстонской Республики А. Рютелем. В этой встрече принимали участие председатель
Конфедерации, председатель Роспрофжела Н.А. Никифоров, генеральный секретарь Конфедерации
Г.Н. Косолапов.
Совет по железнодорожному транспорту рассмотрел итоги деятельности железных дорог в 2005 г. За
прошедший год в целом погрузка грузов на железных дорогах увеличилась на 3,4%, грузооборот – на 2,8%.
|
Деятельность профсоюзов, продолжающийся последние годы рост перевозок положительно сказываются
на благосостоянии железнодорожников, росте реальной зарплаты. В частности, по предложению профсоюзов
Советом продлено до 31 декабря 2007 г. действие соглашения о праве льготного проезда железнодорожников по сети ж.д. СНГ и Эстонии.
В заседании Совета МКПЖ приняли участие членские организации Конфедерации – делегации профсоюзов
железнодорожников стран СНГ и Балтии, а также председатель профсоюза железнодорожников Болгарии
В. Богданов. Вел заседание председатель МКПЖ, председатель Роспрофжела Н.А. Никифоров.
В связи с избранием председателем РК Независимого профсоюза железнодорожников Азербайджана в
состав Совета введен Ф. Багиров.
|
Председатель профсоюза железнодорожников Эстонии Й. Шевцов выступил с сообщением об опыте
социального взаимодействия профсоюза железнодорожников Эстонии с работодателями железнодорожного
комплекса страны. Он отметил, что после приватизации дороги в 2001 г. переговоры ведутся не с одним,
а с 14 работодателями. Проведена централизация денежных средств, и на сегодня 70% взносов передается
Центральному комитету, 30% – отделениям (первичкам). Ведется работа по привлечению новых членов
профсоюза. Важная мотивация членства в профсоюзе – юридическая помощь, бесплатная для члена
профсоюза, кредитный фонд, где выдаются кредиты до 30% от годовой зарплаты. Введен новый членский
билет, который одновременно служит дисконтной карточкой. Так, заключен договор с одной из крупнейших
в Эстонии заправочных компаний, и каждый член профсоюза, заправляясь на ее АЗС, получает скидку с одного
литра бензина порядка 2,5%.
|
С сообщением о социально-экономическом положении трудящихся отрасли и деятельности профсоюзов
выступили руководители профсоюзов: Беларуси – Н.А. Гуренкова, Казахстана – Б.Е. Шубин,
Кыргызстана – Р.М. Мазитов, Молдовы – П.М. Висан, России – Н.А. Никифоров,
Украины – В.С. Лесько.
В целом можно отметить, что социальное взаимодействие профсоюзов и работодателей отрасли на
железнодорожном транспорте в странах СНГ и Балтии позволяет вести коллективно-договорное
регулирование социально-трудовых отношений, которые стали одним из основных элементов отраслевой
социальной политики, обеспечивают преемственность достигнутого уровня гарантий и льгот, социальную
стабильность в трудовых коллективах. Участники заседания сошлись во мнении о необходимости расширения
в рамках Конфедерации взаимодействия профсоюзов по анализу процессов внедрения на железных дорогах
новых принципов и технологий работы, организации социального мониторинга хода реформ.
С большим докладом о деятельности Европейской Федерации профсоюзов транспортников (ЕФТ),
о принципах организации социального диалога в ЕС выступила сотрудник аппарата ЕФТ К. Тиллинг.
|
Среди основных вопросов заседания было рассмотрение социальных последствий внедрения новых видов
трудовых отношений и форм передачи вспомогательной деятельности железнодорожными предприятиями
сторонним организациям (заёмный труд, аутсорсинг, аутстаффинг) и роли профсоюзов в этом процессе.
Отмечалось, что распространение заёмного труда значительно опережает формирование необходимой
правовой базы, в том числе в сфере представительства сторон трудовых отношений. В этих условиях
членским организациям МКПЖ в связи расширяющейся практикой применения аутсорсинга предприятиями
железнодорожного комплекса следует добиваться законодательного регулирования заёмного труда,
инициировать включение в национальные законодательства положений, направленных на ограничение
применения заёмного труда и на социально-трудовую защиту заёмных работников. Проводить работу по
вовлечению заёмных работников в профсоюзное движение и в систему коллективных переговоров,
нацеливать профсоюзные организации на отражение вопросов заёмного труда в коллективных договорах,
соглашениях, систематизировать информацию о применении предприятиями железнодорожного комплекса
заёмного труда, а также возникающих при этом проблемах.
|
Также было решено начать в рамках МКПЖ разработку методики учета стоимости социального пакета
отраслевого тарифного соглашения (коллективного договора). Наличие объективной информации о расходах
на финансирование соглашений и коллективных договоров даст возможность оценивать долю стоимости
отдельных гарантий в общем социальном пакете, сравнивать уровни социальной защищенности работников
отдельных предприятий и подотраслей железнодорожного комплекса с другими отраслями страны. Это также
позволит ввести объективные критерии оценки социального пакета, будет способствовать гармонизации
социальной политики на железных дорогах региона.
В период заседания Совета МКПЖ состоялась встреча участников с председателем Центрального союза
профсоюзов Эстонии Х. Талигом, который отметил, что в Эстонии только 12% трудящихся являются членами
профсоюзов, и профсоюз железнодорожников, объединяющий более 65% работающих в отрасли, дает
положительный пример.
Очередное, тридцатое заседание Совета МКПЖ по приглашению профсоюза железнодорожников Казахстана
решено провести в сентябре 2006 г. в столице Казахстана – Астане.
|
|