Индексная страница Написать письмо

ДОБИВАТЬСЯ ВЫСОКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРУДА
18 апреля 2006 г.

В г. Таллине (Эстония) 11–12 апреля 2006 г. состоялось очередное 29 заседание Совета Международной Конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей (МКПЖ), представляющей интересы 3,3 млн. тружеников отраслей.

Встреча профсоюзов прошла в столице Эстонии в период проведения там 43 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, в работе которого также участвуют администрации железных дорог стран Балтии, Болгарии и Финляндии. МКПЖ имеет статус наблюдателя в Совете, и профсоюзы Конфедерации также приняли участие в его работе.

Перед началом заседания Совета состоялась встреча президента ОАО "РЖД", председателя Совета по железнодорожному транспорту В.И. Якунина, руководителей железнодорожных администраций с Президентом Эстонской Республики А. Рютелем. В этой встрече принимали участие председатель Конфедерации, председатель Роспрофжела Н.А. Никифоров, генеральный секретарь Конфедерации Г.Н. Косолапов.

Совет по железнодорожному транспорту рассмотрел итоги деятельности железных дорог в 2005 г. За прошедший год в целом погрузка грузов на железных дорогах увеличилась на 3,4%, грузооборот – на 2,8%.

Деятельность профсоюзов, продолжающийся последние годы рост перевозок положительно сказываются на благосостоянии железнодорожников, росте реальной зарплаты. В частности, по предложению профсоюзов Советом продлено до 31 декабря 2007 г. действие соглашения о праве льготного проезда железнодорожников по сети ж.д. СНГ и Эстонии.

В заседании Совета МКПЖ приняли участие членские организации Конфедерации – делегации профсоюзов железнодорожников стран СНГ и Балтии, а также председатель профсоюза железнодорожников Болгарии В. Богданов. Вел заседание председатель МКПЖ, председатель Роспрофжела Н.А. Никифоров.

В связи с избранием председателем РК Независимого профсоюза железнодорожников Азербайджана в состав Совета введен Ф. Багиров.

Председатель профсоюза железнодорожников Эстонии Й. Шевцов выступил с сообщением об опыте социального взаимодействия профсоюза железнодорожников Эстонии с работодателями железнодорожного комплекса страны. Он отметил, что после приватизации дороги в 2001 г. переговоры ведутся не с одним, а с 14 работодателями. Проведена централизация денежных средств, и на сегодня 70% взносов передается Центральному комитету, 30% – отделениям (первичкам). Ведется работа по привлечению новых членов профсоюза. Важная мотивация членства в профсоюзе – юридическая помощь, бесплатная для члена профсоюза, кредитный фонд, где выдаются кредиты до 30% от годовой зарплаты. Введен новый членский билет, который одновременно служит дисконтной карточкой. Так, заключен договор с одной из крупнейших в Эстонии заправочных компаний, и каждый член профсоюза, заправляясь на ее АЗС, получает скидку с одного литра бензина порядка 2,5%.

С сообщением о социально-экономическом положении трудящихся отрасли и деятельности профсоюзов выступили руководители профсоюзов: Беларуси – Н.А. Гуренкова, Казахстана – Б.Е. Шубин, Кыргызстана – Р.М. Мазитов, Молдовы – П.М. Висан, России – Н.А. Никифоров, Украины – В.С. Лесько.

В целом можно отметить, что социальное взаимодействие профсоюзов и работодателей отрасли на железнодорожном транспорте в странах СНГ и Балтии позволяет вести коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений, которые стали одним из основных элементов отраслевой социальной политики, обеспечивают преемственность достигнутого уровня гарантий и льгот, социальную стабильность в трудовых коллективах. Участники заседания сошлись во мнении о необходимости расширения в рамках Конфедерации взаимодействия профсоюзов по анализу процессов внедрения на железных дорогах новых принципов и технологий работы, организации социального мониторинга хода реформ.

С большим докладом о деятельности Европейской Федерации профсоюзов транспортников (ЕФТ), о принципах организации социального диалога в ЕС выступила сотрудник аппарата ЕФТ К. Тиллинг.

Среди основных вопросов заседания было рассмотрение социальных последствий внедрения новых видов трудовых отношений и форм передачи вспомогательной деятельности железнодорожными предприятиями сторонним организациям (заёмный труд, аутсорсинг, аутстаффинг) и роли профсоюзов в этом процессе. Отмечалось, что распространение заёмного труда значительно опережает формирование необходимой правовой базы, в том числе в сфере представительства сторон трудовых отношений. В этих условиях членским организациям МКПЖ в связи расширяющейся практикой применения аутсорсинга предприятиями железнодорожного комплекса следует добиваться законодательного регулирования заёмного труда, инициировать включение в национальные законодательства положений, направленных на ограничение применения заёмного труда и на социально-трудовую защиту заёмных работников. Проводить работу по вовлечению заёмных работников в профсоюзное движение и в систему коллективных переговоров, нацеливать профсоюзные организации на отражение вопросов заёмного труда в коллективных договорах, соглашениях, систематизировать информацию о применении предприятиями железнодорожного комплекса заёмного труда, а также возникающих при этом проблемах.

Также было решено начать в рамках МКПЖ разработку методики учета стоимости социального пакета отраслевого тарифного соглашения (коллективного договора). Наличие объективной информации о расходах на финансирование соглашений и коллективных договоров даст возможность оценивать долю стоимости отдельных гарантий в общем социальном пакете, сравнивать уровни социальной защищенности работников отдельных предприятий и подотраслей железнодорожного комплекса с другими отраслями страны. Это также позволит ввести объективные критерии оценки социального пакета, будет способствовать гармонизации социальной политики на железных дорогах региона.

В период заседания Совета МКПЖ состоялась встреча участников с председателем Центрального союза профсоюзов Эстонии Х. Талигом, который отметил, что в Эстонии только 12% трудящихся являются членами профсоюзов, и профсоюз железнодорожников, объединяющий более 65% работающих в отрасли, дает положительный пример.

Очередное, тридцатое заседание Совета МКПЖ по приглашению профсоюза железнодорожников Казахстана решено провести в сентябре 2006 г. в столице Казахстана – Астане.