Индексная страница Написать письмо

ПОПРАВКИ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июня 2006 г.

Председатель Комитета по труду и социальной политике Государственной думы Российской Федерации Андрей Исаев рассказал о принятых поправках в Трудовой кодекс.

По его словам, было отредактировано триста статей Кодекса. Процесс этот был довольно длительным; над новой редакцией Кодекса законов о труде Госдума РФ работала три с половиной года.

А. Исаев отметил, что новый Трудовой кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 года и его принятию сопутствовала бурная общественная дискуссия. Тогда внесенный правительством вариант был отвергнут и на основании нескольких вариантов Трудового кодекса Согласительная комиссия, куда вошли представители всех парламентских фракций, профсоюзов, работодателей, правительства был выработан согласованный вариант.

И хотя реально все основные стороны социального партнерства – и профсоюзы, которые представляют работников, и работодатели – участвовали в переговорном процессе и выработке согласованного варианта, все равно у него было много противников, отметил А.Исаев.

Вместе с тем уже принимая новый кодекс, подчеркнул А.Исаев, мы понимали, что это сложный документ, затрагивающий интересы десятков миллионов человек в самой повседневной жизни. Мы понимали, что это новая конструкция, что сбои и внутренние противоречия будут. То, что это согласованный вариант, это с одной точки зрения сильная сторона, а с другой – слабая, так как предполагает компромисс, а это в любом случае половинчатое решение. Поэтому мы с самого начала договорились, что будем следить, как этот кодекс будет работать, и потом поправим положения, которые будут нуждаться в поправках.

Еще в третьей Государственной Думе с самого начала была создана рабочая группа, которая отслеживала ситуацию по кодексу. После того как приступила к работе новая Дума, эта рабочая группа была воссоздана. Еще третья Государственная дума приняла в первом чтении Закон о поправках, дополнениях и изменениях в Трудовой кодекс и в нынешней Думе работа эта была продолжена.

"Для нас были принципиально важны несколько факторов",– отметил А.Исаев. Прежде всего надо было "сохранить прежний стиль работы, когда в комиссию входят представители профсоюзов, которые отстаивают интересы наемных работников, работодатели, без которых тоже невозможны трудовые отношения, и правительство, которое представляет интересы государства, власти. Мы договорились, что пока этот треугольник не выработает единого подхода, по крайней мере, четко не обозначит позиции сторон, даже разногласия, мы не вынесем это на обсуждение депутатов. Работа шла, может быть, несколько медленнее, чем хотелось бы, но в итоге мы вышли на решения, которые поддержали и профсоюзы, и работодатели, и правительство".

На вопрос об основных разногласиях А.Исаев ответил: "Работодатели хотели отстаивать свои интересы, снижая издержки. Естественно, профсоюзы хотели усилить социальную защиту работников.

Например, очень много споров вызывали статьи, которые впервые вступили в действие: материальная тветственность работодателей за задержку заработной платы, а также право работника в случае, если таковая задержка существует, не работать до полного погашения задолженности, не объявляя забастовки, а просто предупредив о ней за три дня. Профсоюзы настаивали, чтобы в этом случае была установлена обязанность работодателя платить две трети зарплаты в качестве оплаты вынужденного простоя по вине работодателя. Работодатели, конечно, были против. В результате мы достигли компромиссного решения. Было признано право работников в этом случае не находиться на рабочем месте: если ему здесь не платят заработную плату, он должен где-то зарабатывать средства на содержание своей семьи. Обязанностью работодателя отныне стало известить работника о том, что есть возможность приступить к работе, что он может получить задолженность, и что ни в коем случае такое отсутствие на работе не будет восприниматься как прогул".