Индексная страница Написать письмо

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ФНПР М.ШМАКОВ
ОБ ОТРАСЛЕВОМ ПРИНЦИПЕ ОПЛАТЫ ТРУДА
31 октября 2006 г.

На эту тему состоялся разговор в программе "Профсоюзные вести" с председателем Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым.

М.Шмаков отметил, в частности, что в принципе отраслевые системы оплаты труда существуют "повсеместно и работают достаточно хорошо и сегодня, потому что вся внебюджетная сфера как раз и построена на том, что заключаются отраслевые тарифные соглашения. Фактически эти соглашения являются основой отраслевой системы оплаты труда и на основании этих отраслевых тарифных соглашений заключаются конкретные коллективные договоры на каждом предприятии, где уже более подробно расписываются все ставки окладов в соответствии с квалификацией и выполняемой работой. Видимо, в ходе диалога с гражданами России Президент имел в виду отраслевые системы оплаты труда для работников бюджетной сферы. Действительно, переговоры о таких отраслевых системах оплаты труда в рамках трехсторонней комиссии, в рамках переговоров профсоюзов бюджетных отраслей с соответствующими министерствами ведутся достаточно давно.

Совсем недавно этот вопрос вновь обсуждался на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако на сегодняшний день окончательно еще не отработаны эти отраслевые системы оплаты труда для работников бюджетной сферы, и предполагается только в 2007 г. провести эксперимент в ряде регионов по внедрению таких отраслевых систем, а в дальнейшем оценить итоги этого эксперимента и перейти на отраслевые системы.

На вопрос о том, по какому принципу сейчас осуществляется оплата труда работникам бюджетной сферы, М.Шмаков ответил: "Сейчас оплата работников бюджетной сферы, как правило, строится по так называемой Единой тарифной сетке. Это было очень прогрессивное решение, которое было принято в начале 90-х годов для того, чтобы защитить заработную плату бюджетников. Вместе с тем сейчас, когда требуется более динамичное повышение заработной платы, совершенствование оплаты труда, от Единой тарифной сетки надо переходить, конечно, к этим отраслевым системам оплаты труда.

Но при этом, когда мы говорим о минимальном размере оплаты труда, следует учитывать, конечно, что сегодня во многом этот показатель завязан на Единую тарифную сетку, поскольку первый разряд Единой тарифной сетки как раз и должен соответствовать МРОТ.

Однако в настоящее время в Государственной Думе рассматривается вопрос по совершенствованию этого показателя минимального размера оплаты труда. Во-первых, предлагается ряд изменений этого понятия. Во-вторых, этим законопроектом понятие минимального размера оплаты труда, предлагается использовать исключительно для целей оплаты труда. Этим законопроектом предполагается, что и различные социальные пособия, которые сегодня завязаны на МРОТ впрямую, и, скажем, штрафы по Административному кодексу, они так же указываются в этих параметрах – в минимальных размерах оплаты труда.

На вопрос "Маяка" о том, в какие сроки должен возрастать минимальный размер оплаты труда в нашей стране, Председатель ФНПР ответил:

"Что касается минимального размера оплаты труда, то, безусловно, этот показатель должен расти гораздо более быстрыми темпами, чем предлагает сейчас правительство в рамках бюджета 2007 года. И поэтому профсоюзы, Федерация независимых профсоюзов России предлагают свой график доведения минимального размера оплаты труда до уровня не ниже прожиточного минимума. Мы считаем, что это необходимо сделать уже к концу 2008 года.

Но вместе с тем мы считаем, что такое положение, когда официальный стандарт – минимальный размер платы труда – как социальная гарантия находится на уровне ниже прожиточного минимума является нарушением Конституции. Поэтому я считаю, что в ходе диалога с гражданами России наш Президент Владимир Владимирович Путин совершенно справедливо указал на необходимость более быстрого повышения минимального размера оплаты труда".