РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
15 февраля 2007 г.
14 февраля в Академии труда и социальных отношений (АТиСО) прошла Межрегиональная
научно-практическая конференции "Российская модель социального партнерства: перспективы развития".
|
Организаторами конференции выступили Федерация независимых профсоюзов России, Министерство
здравоохранения и социального развития РФ, Комитет Госдумы РФ по труду и социальной политике,
Координационный совет объединения работодателей России (КСОРР). Участники конференции отмечали,
что социальное партнерство в России выступает как вполне определённая общественная практика,
приобретающая все большее значение в регулировании социально-трудовых и связанных с ними
экономических и политических отношений.
|
Определяя содержание действующей в стране модели социального партнерства как российской категории,
ректор АТиСО, профессор Алексей Шулус, в частности, отметил недостаточную структурированность и
социальную ответственность объединения российских работодателей. Столь же специфичен, по мнению
А. Шулуса, отечественный опыт участия и роли в социальном диалоге и другого его субъекта: профессиональных союзов, их относительно высокая численность, более полное, чем в других странах представительство прав и интересов работников. Ректор АТиСО отметил вместе с тем неизжитую до конца зависимость профсоюзов от работодателя, особенно на уровне предприятий.
|
Генеральный директор КСОРР Сергей Луконин считает, что вместо термина "российская модель" было бы
правильнее говорить о "существующей в России модели социального партнерства, которая вбирает в себя
мировую практику". Демонстрируя примеры социальной ответственности бизнеса, представитель стороны
работодателей остановился на этапах формирования этих объединений, в том числе на региональном уровне.
По мнению С. Луконина, социально-экономические преобразования в стране предполагают социальную
ответственность всех сторон социального диалога, и в этой связи "нормативная база регулирования
социально-трудовых отношений должна определяться Трудовым кодексом Российской Федерации, а не
через принятие локальных правовых актов".
|
Председатель ФНПР Михаил Шмаков в своем докладе подчеркнул, что альтернативой социальному
партнерству является классовая борьба. Говоря о реальном воплощении идеологии социального партнерства,
заявил, что в настоящее время активизировалась работа по подготовке нового Генерального соглашения
между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и
Правительством РФ на 2008–2010 гг. "И в этот раз и всегда ключевая роль при подготовке и заключении
Генерального соглашения принадлежит коллективным договорам. До 86% предприятий, где действуют
первичные профсоюзные организации, входящих в ФНПР общероссийских профсоюзов, заключены и
соблюдаются колдоговоры", – отметил председатель ФНПР.
|
Выступая в качестве одного из содокладчиков, директор Департамента трудовых отношений, государственной
и гражданской службы Минздравсоцразвития РФ Александр Сафонов остановился на роли государства в
реализации теории и практики трипартизма в России. По мнению А. Сафонова, "это отражается на работе тех
механизмов, которые превращают результат социального диалога из формального соглашения в реальные
дела". В качестве примера представитель правительственной стороны привел работу согласительной
комиссии по подготовке Трудового кодекса РФ, в частности главу, отражающую систему оплаты труда. Здесь
он особо отметил возросшую роль профсоюзов в этой области, долгие годы являвшейся "заповедником"
интересов государства. "Сегодня, например, на уровне Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений ежегодно обсуждаются единые рекомендации и формы оплаты труда в
бюджетной сфере", – отметил А. Сафонов.
|
Всего в дискуссии по обсуждаемой теме приняло участие 26 участников конференции. Её итогом стало
принятие рекомендаций, определивших задачи повышения эффективности Российской модели социального
партнерства. Эти задачи включают в себя насыщение соглашений и коллективных договоров
социально-трудовыми стандартами, конкретными показателями, реализующимися в социально-трудовой
сфере. Кроме того, приоритетным направлением признано совершенствование работы органов института
социального партнерства на всех уровнях с ориентацией на паритетность, представительность состава
сторон, выработку компромиссных решений, обязательных для реализации.
|
Стороне, представляющей в социальном диалоге государство, рекомендовано обеспечивать более
ответственное участие на всех уровнях её полномочных представителей. Объединениям работодателей
предложено обеспечить максимальное расширение круга их членов в системе социального партнерства и
совершенствование методов распространения соглашений на большинство работодателей и работников, как
это предусмотрено в рекомендациях МОТ о коллективных договорах. В адрес общероссийских объединений
профсоюзов обращены рекомендации по укреплению профсоюзной структуры и механизмов отстаивания
законных прав и интересов наемных работников.
|
Участники конференции считают целесообразным на основе состоявшегося обсуждения накопленных ранее
практических и аналитических материалов разработать и передать на широкое обсуждение общественности
научную концепцию "Российская модель социального партнерства в социальном государстве".
|
|