Индексная страница Написать письмо

РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
15 февраля 2007 г.

14 февраля в Академии труда и социальных отношений (АТиСО) прошла Межрегиональная научно-практическая конференции "Российская модель социального партнерства: перспективы развития".

Организаторами конференции выступили Федерация независимых профсоюзов России, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Комитет Госдумы РФ по труду и социальной политике, Координационный совет объединения работодателей России (КСОРР). Участники конференции отмечали, что социальное партнерство в России выступает как вполне определённая общественная практика, приобретающая все большее значение в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических и политических отношений.

Определяя содержание действующей в стране модели социального партнерства как российской категории, ректор АТиСО, профессор Алексей Шулус, в частности, отметил недостаточную структурированность и социальную ответственность объединения российских работодателей. Столь же специфичен, по мнению А. Шулуса, отечественный опыт участия и роли в социальном диалоге и другого его субъекта: профессиональных союзов, их относительно высокая численность, более полное, чем в других странах представительство прав и интересов работников. Ректор АТиСО отметил вместе с тем неизжитую до конца зависимость профсоюзов от работодателя, особенно на уровне предприятий.

Генеральный директор КСОРР Сергей Луконин считает, что вместо термина "российская модель" было бы правильнее говорить о "существующей в России модели социального партнерства, которая вбирает в себя мировую практику". Демонстрируя примеры социальной ответственности бизнеса, представитель стороны работодателей остановился на этапах формирования этих объединений, в том числе на региональном уровне. По мнению С. Луконина, социально-экономические преобразования в стране предполагают социальную ответственность всех сторон социального диалога, и в этой связи "нормативная база регулирования социально-трудовых отношений должна определяться Трудовым кодексом Российской Федерации, а не через принятие локальных правовых актов".

Председатель ФНПР Михаил Шмаков в своем докладе подчеркнул, что альтернативой социальному партнерству является классовая борьба. Говоря о реальном воплощении идеологии социального партнерства, заявил, что в настоящее время активизировалась работа по подготовке нового Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008–2010 гг. "И в этот раз и всегда ключевая роль при подготовке и заключении Генерального соглашения принадлежит коллективным договорам. До 86% предприятий, где действуют первичные профсоюзные организации, входящих в ФНПР общероссийских профсоюзов, заключены и соблюдаются колдоговоры", – отметил председатель ФНПР.

Выступая в качестве одного из содокладчиков, директор Департамента трудовых отношений, государственной и гражданской службы Минздравсоцразвития РФ Александр Сафонов остановился на роли государства в реализации теории и практики трипартизма в России. По мнению А. Сафонова, "это отражается на работе тех механизмов, которые превращают результат социального диалога из формального соглашения в реальные дела". В качестве примера представитель правительственной стороны привел работу согласительной комиссии по подготовке Трудового кодекса РФ, в частности главу, отражающую систему оплаты труда. Здесь он особо отметил возросшую роль профсоюзов в этой области, долгие годы являвшейся "заповедником" интересов государства. "Сегодня, например, на уровне Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно обсуждаются единые рекомендации и формы оплаты труда в бюджетной сфере", – отметил А. Сафонов.

Всего в дискуссии по обсуждаемой теме приняло участие 26 участников конференции. Её итогом стало принятие рекомендаций, определивших задачи повышения эффективности Российской модели социального партнерства. Эти задачи включают в себя насыщение соглашений и коллективных договоров социально-трудовыми стандартами, конкретными показателями, реализующимися в социально-трудовой сфере. Кроме того, приоритетным направлением признано совершенствование работы органов института социального партнерства на всех уровнях с ориентацией на паритетность, представительность состава сторон, выработку компромиссных решений, обязательных для реализации.

Стороне, представляющей в социальном диалоге государство, рекомендовано обеспечивать более ответственное участие на всех уровнях её полномочных представителей. Объединениям работодателей предложено обеспечить максимальное расширение круга их членов в системе социального партнерства и совершенствование методов распространения соглашений на большинство работодателей и работников, как это предусмотрено в рекомендациях МОТ о коллективных договорах. В адрес общероссийских объединений профсоюзов обращены рекомендации по укреплению профсоюзной структуры и механизмов отстаивания законных прав и интересов наемных работников.

Участники конференции считают целесообразным на основе состоявшегося обсуждения накопленных ранее практических и аналитических материалов разработать и передать на широкое обсуждение общественности научную концепцию "Российская модель социального партнерства в социальном государстве".