Индексная страница Написать письмо

ПАРЛАМЕНТ БЕЛАРУСИ НЕ ПРИСЛУШАЛСЯ
К ПРЕДЛОЖЕНИЯМ ПРОФСОЮЗОВ
10 июля 2007 г.

25 июня депутаты Палаты представителей Парламента Республики Беларусь приняли во втором чтении проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь". При этом поправки, внесенные председателем Федерации профсоюзов Беларуси депутатом Леонидом Козиком и поддержанные парламентариями на предыдущем заседании, в итоговый документ не вошли. Л. Козик комментирует ситуацию.

Инициированные мной и поддержанные 14 июня Палатой представителей поправки, сказал председатель ФПБ, предусматривали, во-первых, дополнение статьи 48 ТК нормой о том, что работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профзаболевание, при прекращении трудового договора (контракта) по любым основаниям, кроме вызванных их виновными действиями, выплачивается выходное пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка. Правительство подготовило депутатам справку, что для этого потребуется более 48 млрд. руб. (белорусских – Ред.). На самом деле цифры совершенно иные, и расходы не превысят 1 млрд. руб. Кроме того, правительство не стало утруждать себя расчетами, какую долю от предполагаемых выплат составят бюджетные средства, а ведь понятно, что в бюджетной сфере такое явление большая редкость. Вот и получается, что 48 млрд. руб. – страшилка, притянутая за уши, чтобы напугать депутатов.

Да, выплата выходного пособия – это материальная поддержка при увольнении по инициативе нанимателя на период трудоустройства. Но по этой же причине наниматель задумается, прежде чем увольнять работника, получившего профзаболевание или увечье. Получается, что правительство солидарно с народом и главой государства на словах, а на деле происходит обратное – оно снижает защищенность рабочего, запутывает депутатов.

Вторая поправка предусматривала обязательное заключение коллективного договора в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений), где имеется представительный орган работников. Это предложение направлено на усиление роли профсоюзной организации, повышение её действенности. Аргументация правительства со ссылкой на Конвенцию МОТ о том, что при принятии поправки нарушится принцип добровольности социального партнерства, – это словоблудие. МОТ выступает за распространение практики заключения коллективных договоров. И нас не устраивает нынешнее положение дел, при котором наниматель отказывается заключать коллективный договор.

Поправка вносилась в интересах работников, поэтому мы рассчитывали на понимание, и такое понимание от депутатов, в отличие от правительства, получили. Правительство же только говорит о социальном партнерстве с профсоюзами и заботе о трудящихся, а на самом деле выступает против защиты работников. ФПБ в таком случае ничего другого не остается, как пересмотреть и ужесточить требования к правительству в рамках социального партнерства.

Правительство в записке депутатам отметило, что вопросы регулирования колдоговорных отношений уже, мол, рассматриваются в проекте Закона "О профессиональных союзах". Но это не так. Наоборот, проект этого закона затрагивает ряд позиций, которые должны быть прописаны, в первую очередь, в Трудовом кодексе. Правительство не хочет идти вперёд и своевременно регулировать трудовые отношения в пользу простых работников. Наоборот, оно сдерживает этот процесс и получается, что оно действует в пользу частного капитала и владельцев частных компаний.

"К сожалению, правовая часть в республике по различным причинам во многом отстает от сложившейся практики. – сказал в заключение Л. Козик. – И это плохо. А посему я как депутат намерен инициировать разработку новых изменений и дополнений в Трудовой кодекс, которые, прежде всего, будут касаться регулирования колдоговорных отношений".