ПАРЛАМЕНТ БЕЛАРУСИ НЕ ПРИСЛУШАЛСЯ
К ПРЕДЛОЖЕНИЯМ ПРОФСОЮЗОВ
10 июля 2007 г.
25 июня депутаты Палаты представителей Парламента Республики Беларусь приняли во втором чтении проект
Закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь". При этом поправки,
внесенные председателем Федерации профсоюзов Беларуси депутатом Леонидом Козиком и поддержанные
парламентариями на предыдущем заседании, в итоговый документ не вошли. Л. Козик комментирует
ситуацию.
|
Инициированные мной и поддержанные 14 июня Палатой представителей поправки, сказал председатель ФПБ,
предусматривали, во-первых, дополнение статьи 48 ТК нормой о том, что работникам, получившим в данной
организации трудовое увечье или профзаболевание, при прекращении трудового договора (контракта) по
любым основаниям, кроме вызванных их виновными действиями, выплачивается выходное пособие в размере
не менее трехкратного среднемесячного заработка. Правительство подготовило депутатам справку, что для
этого потребуется более 48 млрд. руб. (белорусских – Ред.). На самом деле цифры совершенно иные, и
расходы не превысят 1 млрд. руб. Кроме того, правительство не стало утруждать себя расчетами, какую долю
от предполагаемых выплат составят бюджетные средства, а ведь понятно, что в бюджетной сфере такое
явление большая редкость. Вот и получается, что 48 млрд. руб. – страшилка, притянутая за уши, чтобы
напугать депутатов.
Да, выплата выходного пособия – это материальная поддержка при увольнении по инициативе нанимателя на
период трудоустройства. Но по этой же причине наниматель задумается, прежде чем увольнять работника,
получившего профзаболевание или увечье. Получается, что правительство солидарно с народом и главой
государства на словах, а на деле происходит обратное – оно снижает защищенность рабочего, запутывает
депутатов.
|
Вторая поправка предусматривала обязательное заключение коллективного договора в организациях любых
организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции
этих подразделений), где имеется представительный орган работников. Это предложение направлено на
усиление роли профсоюзной организации, повышение её действенности. Аргументация правительства со
ссылкой на Конвенцию МОТ о том, что при принятии поправки нарушится принцип добровольности социального
партнерства, – это словоблудие. МОТ выступает за распространение практики заключения коллективных
договоров. И нас не устраивает нынешнее положение дел, при котором наниматель отказывается заключать
коллективный договор.
Поправка вносилась в интересах работников, поэтому мы рассчитывали на понимание, и такое понимание от
депутатов, в отличие от правительства, получили. Правительство же только говорит о социальном партнерстве
с профсоюзами и заботе о трудящихся, а на самом деле выступает против защиты работников. ФПБ в таком
случае ничего другого не остается, как пересмотреть и ужесточить требования к правительству в рамках
социального партнерства.
|
Правительство в записке депутатам отметило, что вопросы регулирования колдоговорных отношений уже,
мол, рассматриваются в проекте Закона "О профессиональных союзах". Но это не так. Наоборот, проект этого
закона затрагивает ряд позиций, которые должны быть прописаны, в первую очередь, в Трудовом кодексе.
Правительство не хочет идти вперёд и своевременно регулировать трудовые отношения в пользу простых
работников. Наоборот, оно сдерживает этот процесс и получается, что оно действует в пользу частного
капитала и владельцев частных компаний.
|
"К сожалению, правовая часть в республике по различным причинам во многом отстает от сложившейся
практики. – сказал в заключение Л. Козик. – И это плохо. А посему я как депутат намерен инициировать
разработку новых изменений и дополнений в Трудовой кодекс, которые, прежде всего, будут касаться
регулирования колдоговорных отношений".
|
|