ВМЕСТЕ ОДНОЙ ДОРОГОЙ
3 декабря 2007 г.
Как сообщила пресс-служба МКПЖ, в Екатеринбурге (Российская Федерация) 15 ноября 2007 года состоялся III
конгресс Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей.
|
На Конгресс прибыли 34 делегата от членских организаций Конфедерации.
Участников Конгресса приветствовал
начальник Свердловской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" В.Супрун.
В его работе также приняли участие
и выступили заместитель генерального секретаря Всеобщей конфедерации профсоюзов А.Потапов,
председатель Федерации профсоюзов Свердловской области А.Ветлужских, а также актив дорожной
территориальной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей
(Роспрофжела) на Свердловской ж.д.
|
Профсоюзное движение железнодорожников в 2005 г. отметило свой вековой юбилей, оно пережило сложные
периоды своего развития, и сейчас во всех наших странах авторитетно, сильно, признано одной из важнейших
частей национального рабочего движения. На железных дорогах стран СНГ и Балтии все профсоюзы сохранили
свое представительство и влияние. Расширилась членская база Конфедерации – она теперь объединяет
профсоюзы из 15 стран СНГ и Балтии, с более чем 3 млн. 200 тыс. членами профсоюза.
|
С отчетным докладом на Конгрессе выступил генеральный секретарь МКПЖ Г.Косолапов.
После II Конгресса, отметил докладчик, Советом Конфедерации продолжалась работа по совершенствованию
системы взаимодействия и солидарных действий, информационного обмена между профсоюзами,
аналитической и образовательной деятельности, восстанавливались международные связи.
После глубокого спада экономики в государствах Содружества наблюдается ее оживление, рост валового
внутреннего продукта, что положительно сказывается на росте объемов перевозок, социальном положении
трудящихся, в том числе железнодорожников.
|
За прошедшее пятилетие страны региона все более ощущают на себе нарастание процессов глобализации. В
результате реформ железнодорожного транспорта стран СНГ и Балтии железные дороги выводятся из
государственного сектора экономики. В различных формах акционерных обществ железнодорожный транспорт
работает в Армении, Грузии, Казахстане, Латвии, Литве, России, Узбекистане и Эстонии. Некогда единый
комплекс приобретает холдинговую структуру. Тревожной тенденцией становится передача железнодорожного
комплекса в иностранное управление (Эстония, Армения, Грузия). Началась продажа отдельных предприятий
частным компаниям, в том числе иностранным инвесторам.
Значительно снижена численность персонала, растет интенсификация труда. Расширяется применение форм
заемного труда, в том числе аутсорсинга. Новые работодатели зачастую препятствуют созданию в этих
компаниях профсоюзных организаций, заключению коллективных договоров.
|
Поддержание конструктивного взаимодействия железнодорожных администраций и профсоюзов позволяет в
период организационно-правовых реформ в целом сохранять управление социальной политикой в отрасли,
обеспечивать преемственность достигнутого уровня гарантий и льгот, социальную стабильность в трудовых
коллективах. Этому также способствовало сохранение единства, унитарности профсоюзов при фрагментации
железнодорожного комплекса.
Но, тем не менее, в Эстонии в 2002-2004 гг. прошли 4 забастовки. В 2006 году профсоюз Украины вступил в
коллективный трудовой спор с правительством по поводу принятого финансового плана железных дорог страны.
Были организованы акции протеста и 16 июня проведено пикетирование здания Кабинета Министров.
|
В нынешних условиях профсоюзам предстоит решать жизненно важные проблемы сохранения и расширения
членской базы. Этому может служить осуществление продуманной стратегии мотивации членства, дальнейшее
развитие практики социального диалога. И надо особо отметить, что взаимодействие и обмен информацией
между профсоюзами Конфедерации способствовали распространению новых форм работы.
Важнейшую составляющую своей деятельности профсоюзы видят в заключении отраслевых соглашений и
коллективных договоров. По оценкам, доля денежного выражения гарантий по отраслевым соглашениям и
коллективным договорам составляет 15-30% в доходе железнодорожников.
|
Профсоюзы МКПЖ начали инициировать создание объединений работодателей для заключения отраслевых
соглашений и гармонизации социальных гарантий в железнодорожном комплексе. Это позволит распространить
гарантии головных транспортных компаний на работников выделившихся структур.
Данной проблеме сопутствует оптимизация коллективного договора или соглашения. После проведения
монетизации льгот в ряде стран СНГ было введено понятие социального пакета, которое можно определить, как
дополнительные гарантии, установленные в результате переговоров профсоюза с работодателем. На одном из
заседаний Совета были обсуждены проекты социального пакета и методики оценки стоимости коллективного
договора. К сожалению, эта работа не завершена и должна быть подробно обсуждена на запланированном
семинаре по социальной защите.
|
Продолжением социального взаимодействия профсоюзов с железнодорожными администрациями является
сотрудничество Конфедерации с Советом по ж.д. транспорту государств – участников Содружества. Стало
системой участие делегации профсоюзов в заседаниях Совета по железнодорожному транспорту, что позволяет
полнее понимать его работу, эффективнее лоббировать предлагаемые профсоюзами соглашения. Велась работа
по продвижению межгосударственного отраслевого соглашения по минимальным социальным стандартам для
работников отрасли. Его основные положения уже обсуждались на Совете МКПЖ, проект поддержан многими
железнодорожными администрациями.
Значительное место в рамках Конфедерации отводится мониторингу социальных аспектов реформирования
отрасли, аналитической работе, обобщению опыта профсоюзов, образовательной деятельности. Для
специалистов членских организаций ежегодно проводились 3-4 семинара, на ряд совещаний приглашались
представители железнодорожных администраций. Организованы три региональных конференции профсоюзов
транспортников, инициаторами и организаторами которых выступила МКПЖ.
Совершенствовалось информационное обеспечение деятельности Конфедерации, качественно изменилось
содержание и исполнение "Информационного бюллетеня". Создан веб-сайт МКПЖ с большим разделом
информационной базы с материалами членских организаций. Предполагается, что он станет виртуальной
библиотекой профсоюзных кадров и актива членских организаций.
|
С отчетом ревизионной комиссии МКПЖ выступила ее председатель И.Антонова.
По докладам развернулись прения, в которых приняли участие – руководители профсоюзов отрасли
Азербайджана – Ф. Багиров, Казахстана – Б.Шубин, Киргизии – Р.Мазитов, Латвии –
С.Семенов, Литвы –
В.Лигейка, Молдавии – П.Висан, России – Н.Никифоров, Узбекистана – К.Собиров,
заместители председателей
профсоюзов Белоруссии – Н.Гуренкова, Эстонии – Н.Рудз,
заведующая организационным отделом РК
профсоюза Таджикистана – Ф.Мухибхонова, руководитель Московского представительства
Международной
Федерации транспортников (МФТ) М.Ляхов.
|
В выступлениях отмечалось, что благодаря постоянному обмену опытом работы на семинарах, совещаниях,
аналитическим материалам многие начинания отдельных профсоюзов получили широкое распространение.
Например, индексация зарплаты, применение страховых принципов дополнительной социальной защиты
работников, создание негосударственных пенсионных фондов, кредитных союзов, централизованное
перечисление членских взносов и бухгалтерского обслуживания профкомов, новые подходы к
совершенствованию структуры профсоюзов.
Подчеркивалась важность и необходимость дальнейшего развития солидарных действий профсоюзов,
информационно-аналитической и образовательной деятельности Совета МКПЖ. Предлагалось активизировать
подготовку свода основных минимальных социальных стандартов для работников отрасли, включающего
минимальные размеры оплаты, условия и режимы труда, отдыха, пенсионного обеспечения, необходимые виды
страхования и т.п. Своего рода межгосударственного отраслевого соглашения профсоюзов с Советом по
железнодорожному транспорту
|
Высказывались предложения о необходимости дальнейшего укрепления позиций Конфедерации как
регионального отраслевого объединения в международном профсоюзном сообществе, развития взаимодействия
в первую очередь с МФТ и ее европейкой структурой ЕФТ. Опираясь на поддержку членских организаций, которые
также являются членами глобальных и региональных профсоюзных объединений, последовательно и настойчиво
строить сотрудничество с этими федерациями на принципах открытости к диалогу, координации работы в регионе
стран СНГ и Балтии, выступать с инициативой солидарных действий, реализации совместных программ,
особенно образовательных и информационно-аналитических.
Конгресс одобрил работу Совета МКПЖ за отчетный период и утвердил отчет Ревизионной комиссии.
Делегаты избрали руководителей Конфедерации. Председателем МКПЖ вновь избран
Николай Алексеевич Никифоров – председатель Роспрофжела, генеральным секретарем также вновь избран
Геннадий Николаевич Косолапов. Сформирован Совет МКПЖ, в который вошли председатель и генеральный
секретарь Конфедерации, руководители членских организаций, избрана ревизионная комиссия.
На Конгрессе утверждены "Основные направления деятельности МКПЖ на 2007–2012 годы". Также приняты
Обращение к руководителям железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии "О минимальном размере
оплаты труда", резолюции "О реструктуризации и социальной политике на железнодорожном транспорте",
"О работе с молодежью", "Пенсионерам стран СНГ – достойные условия жизни".
Участники Конгресса высоко оценили четкую организацию проведения Конгресса, радушие хозяев – дорожной
территориальной организации Роспрофжела на Свердловской ж.д. и лично его председателя – А. Гаращенко.
Им была предоставлена возможность ознакомиться с дорожным центром управления перевозками и его
социальными объектами, музеем истории Свердловской ж.д., с достопримечательностями Екатеринбурга и
области.
|
|