Индексная страница Написать письмо

Проект

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
о государственных гарантиях равных прав и равных
возможностей для мужчин и женщин

Глава I. Общие положения.

Статья 1. Цели и задачи закона "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин".

Настоящий закон устанавливает государственные гарантии равных прав и возможностей для мужчин и женщин, определяет порядок их реализации и направлен на предотвращение любых форм дискриминации по признаку пола и создание условий для гендерного равенства во всех сферах государственной и общественной жизни.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе.

  • "Гендер", "гендерный" – социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех сферах жизни, включая политику, экономику, право, идеологию и культуру, образование и науку;
  • "гендерное равенство" – равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам независимо от пола свободно использовать свои способности для участия в политической, экономической, социальной, общественной и культурной сферах жизни;
  • "гендерная дискриминация" – любое различие, исключение или предпочтение, которое ограничивает или отрицает осуществление прав человека по признаку пола;
  • "равные возможности" – система средств и условий, необходимых для реального достижения гендерного равноправия в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;
  • "квоты", "квотирование" – узаконенный уровень представительства лиц обоего пола в политических институтах, в сфере трудовых отношений и иных сферах;
  • "сексуальное домогательство" – аморальное поведение, а также недозволенные действия сексуального характера по отношению к лицам разного пола, выраженные словесно или физически, унижающие и оскорбляющие лицо, находящееся в трудовой, материальной, семейной зависимости;
  • "нарушение равных прав" – ограничение прав в виде унижения, презрения, а также ограничения прав или оказания привилегий в связи с половой принадлежностью лица;
  • "домашний труд" – самостоятельный вид трудовой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей семьи.
  • Статья 3. Запрет дискриминации по признаку пола.

    Проведение политики либо совершение иных действий, ставящих мужчин и женщин в неравное положение по признаку пола, считается дискриминацией и подлежит устранению в предусмотренном законом порядке.

    Не является дискриминацией установление различий в регулировании социально-трудовых и иных отношений, связанных с особенностями женского организма, а также принятие государством специальных мер, направленных на установление фактического равенства между мужчинами и женщинами.

    Поведение граждан страны, основанное на нормах обычного права, традициях и культуре, которое входит в противоречие с требованиями настоящего закона, рассматривается как препятствие в осуществлении гендерного равенства и как элемент гендерной дискриминации.

    Статья 4. Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей для мужчин и женщин.

    Основными направлениями государственной политики по обеспечению равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин являются:

  • формирование правовой базы обеспечения равенства полов, совершенствование и развитие законодательства в этом направлении;
  • проведение гендерной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти на предмет соблюдения гендерного равенства;
  • разработка и принятие национальных целевых программ, направленных на достижение социального равенства мужчин и женщин и устранение дискриминации по мотивам пола;
  • разработка гендерных бюджетов, ориентированных на антидискриминационные меры;
  • принятие национальных социальных программ по обеспечению правового и социально-экономического равенства лиц обоего пола;
  • воспитание и пропаганда среди населения страны культуры равноправия мужчин и женщин, принятие мер по защите общества от информации, пропаганды и агитации, направленных на дискриминацию граждан;
  • выполнение общепризнанных принципов и норм международного права и международных обязательств, взятых на себя государством;
  • при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, установлении режимов и условий труда, увольнении работников, в семейных отношениях учитываются требования норм международного права.

    Статья 5. Законодательство о равных правах и равных возможностях для мужчин и женщин.

    Регулирование отношений, связанных с установлением равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин осуществляется настоящим законом, иными законами, в том числе международными правовыми актами, содержащими соответствующие нормы, Указами Президента государства, постановлениями Правительства государства и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти государства, конституциями, законами и иными актами территориальных образований, актами органов самоуправления, уставами и иными документами, регламентирующими работу предприятий и организаций различных форм собственности, содержащими соответствующие нормы.

    Законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы о правах и возможностях для мужчин и женщин не могут ухудшать положение женщин и мужчин по сравнению с настоящим законом.

    Если международными договорами государства установлены другие правила, чем предусмотрены настоящим законом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы гендерного равенства, применяются правила международного договора.

  • Глава II. Гарантии гендерного равенства в области
    государственного управления.

    Статья 6. Гарантии гендерного равенства в управлении государством.

    Государство гарантирует равное участие лиц разного пола в управлении государством путем обеспечения равного представительства мужчин и женщин в законодательной, исполнительной и судебной ветвях государственной власти через правовые, организационные и иные механизмы.

    Статья 7. Гарантии равных избирательных прав.

    В соответствии с Конституцией страны мужчины и женщины имеют равные права для участия в выборах глав государств, высших государственных и муниципальных органов.

    При подготовке списков кандидатов от политических партий, избирательных объединений на выборах по округам создаются равные возможности для лиц обоего пола. Кандидаты - мужчины и женщины должны быть представлены в списках пропорционально численности мужчин и женщин в партии или объединении.

    Контроль за этим требованием осуществляют избирательные комиссии.

    В случае невыполнения этого требования политической партией или избирательным объединением избирательная комиссия обязана отказать в регистрации кандидатов данной партии или избирательного объединения.

    Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

    Статья 8. Гарантии равного доступа мужчин и женщин к государственной службе.

    В соответствии с принципом равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин при формировании государственных органов не допускаются какие бы то ни было ограничения по признаку пола.

    Руководители государственных и муниципальных органов обязаны обеспечить равный доступ граждан обоего пола к государственной и муниципальной службе в соответствии с их опытом, способностями и профессиональной подготовкой.

    В кадровом составе государственных и муниципальных служащих не должны преобладать служащие одного пола. Национальным законодательством может устанавливаться система квотирования на замещение должностей служащими одного пола (не более 30-50% кадрового состава).

    Не допускается объявление конкурсов на замещение вакантных должностей только для лиц одного пола.

    Нарушение требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой отмену незаконных приказов или результатов конкурса на замещение вакантных должностей.

    Обязанность предоставления конкурсным комиссиям сведений о профессиональной подготовке, образовании и опыте работы лиц, участвующих в конкурсе, а также данных о соотношении численности работающих мужчин и женщин на соответствующих государственных должностях государственной службы возлагается на кадровые службы государственных органов.

    Аналогичный учет ведут кадровые службы государственных органов при решении вопросов аттестации, продвижения по службе, увеличения заработной платы государственных служащих.

    Глава III. Гарантии равных прав и равных возможностей
    в социально-экономической сфере.

    Статья 9. Гарантии равных возможностей в области доступа к экономическим ресурсам.

    Государственные органы, органы местного самоуправления, руководители организаций всех форм собственности обязаны обеспечивать гражданам страны независимо от половой принадлежности равный доступ к экономическим ресурсам общества, включая землю, движимое и недвижимое имущество, бюджетные средства, финансовые активы, кредиты, социальные фонды, средства социального страхования и социального обеспечения и иные ресурсы.

    Статья 10. Основные гарантии равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в области социально-трудовых отношений.

    В целях достижения гендерного равенства в социально-трудовых отношениях работодатель (руководитель государственного, муниципального органа, предприятия или организации независимо от формы собственности) обеспечивает:

  • равные благоприятные возможности для женщин и мужчин при найме на работу и равный доступ к вакантным рабочим местам;
  • равное вознаграждение для женщин и мужчин за равный труд;
  • равные возможности для повышения квалификации, переподготовки и продвижения по службе;
  • благоприятные условия для беременных женщин и родителей с малолетними детьми;
  • создание безопасных условий труда, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья как женщин, так и мужчин.

    В случае массового увольнения работников число увольняемых лиц одного пола должно быть пропорционально сложившейся численности мужчин и женщин на данном предприятии, в организации, учреждении.

    Статья 11. Гарантии при формировании кадровой политики на предприятиях.

    Гарантии, связанные с реализацией равных прав и равных возможностей при формировании кадровой политики на предприятиях определяются законами, иными нормативными правовыми актами, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями, коллективными договорами, соглашениями и иными актами.

    Работники предприятия имеют право на получение сведений о замещении должностей. Работодатель по требованию работника обязан представить письменное обоснование причин отказа в повышении по должности, либо направлении на обучение с целью повышения квалификации.

    Статья 12. Обеспечение гендерного равенства в семейных отношениях и воспитании детей.

    Семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

    Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    Граждане – мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности в области планирования семьи, воспитания детей, в вопросах владения общей собственностью.

    Мужчинам и женщинам законодательно обеспечивается возможность сочетания профессиональной деятельности и воспитания детей. Мужчины и женщины имеют равный доступ к социальным льготам.

    Родители имеют равный доступ к получению пособий по уходу за малолетними детьми, престарелыми либо больными членами семьи.

    Женщине гарантируется право самой решать вопросы материнства, а также решать сколько иметь детей и с какими промежутками времени.

    Оба родителя имеют право на оплачиваемый отпуск в связи с рождением ребенка. Продолжительность указанного отпуска устанавливается национальным законодательством. Продолжительность отпуска по уходу за ребенком родителями может быть поделена между собой по их усмотрению, причем родители могут использовать отпуск по частям.

    Статья 13. Гарантии государства по обеспечению гендерного равенства в области охраны здоровья.

    Государство гарантирует в соответствии с Конституцией страны, иными законодательными актами и международными нормами охрану здоровья, обеспечение медицинского обслуживания и обязательного медицинского страхования граждан независимо от пола.

    Статья 14. Гарантии государства по обеспечению гендерного равенства в области образования, просвещения и культуры.

    Государство гарантирует:

  • обеспечение равных условий для доступа женщин и мужчин к получению основного, среднего профессионального и высшего образования, ко всем видам переподготовки и повышения квалификации;
  • содействие гендерному просвещению граждан, введение аспекта гендерного равенства в образовательные программы по специальным дисциплинам школ и вузов;
  • свободный доступ мужчин и женщин к культурным ценностям и полноценное участие в культурной жизни государства;
  • равные возможности при получении юридической помощи, а также свободный доступ лиц обоего пола к правовой информации и правовым знаниям;
  • запрещение использования средств массовой информации, литературы и иных пособий, пропагандирующих дискриминацию по мотивам пола.

    Статья 15. Гарантии признания домашнего труда и равного отношения к домашнему труду.

    Лица разного пола несут равную обязанность в отношении домашнего труда. Домашний труд не может служить способом гендерной дискриминации и может осуществляться в равной степени как мужчинами, так и женщинами.

    Статья 16. Гарантии на запрет преследования лиц разного пола, подвергшихся со стороны работодателя сексуальным домогательствам.

    Работодатель не имеет права подвергать работающих лиц независимо от пола давлению или преследованию в связи с отказом в его сексуальных домогательствах, а также в случае жалобы на работодателя в связи с половой дискриминацией.

    В случае оказания давления или преследования работника по вышеуказанным мотивам работодатель несет ответственность в соответствии с национальным законодательством.

  • Глава IV. Обеспечение гарантий равных прав и равных
    возможностей для мужчин и женщин.

    Статья 17. Законодательное обеспечение равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин.

    Равноправие мужчин и женщин обеспечивается основным законом страны – Конституцией, законами о труде, образовании, здравоохранении, культуре, социальном страховании, иными законодательными актами, международными нормами.

    Статья 18. Обеспечение гендерного равенства при договорном регулировании социально- трудовых отношений.

    При договорном регулировании социально-трудовых отношений, в процессе разработки и заключении генеральных, региональных, отраслевых (межотраслевых) соглашений, коллективных договоров обязательно включение положений, обеспечивающих равные права и равные возможности мужчин и женщин на рынке труда, в заработной плате, в организации медицинского обслуживания и отдыха, по созданию условий для совмещения ими профессиональных и семейных обязанностей.

    Статья 19. Формы осуществления гендерной политики государства.

    В целях реализации конституционного принципа равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин:

  • Президент страны использует предоставленные ему Конституцией страны законодательную инициативу, свои правотворческие, координирующие, контрольные и иные полномочия.
  • Парламент формирует законодательную основу государственной политики социального равенства мужчин и женщин во всех сферах государственной и общественной жизни.
  • Правительство страны в пределах своих полномочий:
          – обеспечивает проведение единой государственной политики по достижению социаль­ного равенства мужчин и женщин во всех сферах государственной и общественной жизни;
          – формирует федеральные целевые программы по осуществлению равноправия полов, обеспечивает их выполнение;
          – финансирует программы и мероприятия по реализации государственной политики в области равноправия мужчин и женщин за счет средств государственного бюджета и внебюджетных источников;
         – направляет и контролирует деятельность исполнительных органов государственной власти по защите и обеспечению равноправия мужчин и женщин;
         – представляет в парламент страны ежегодный доклад о положении дел в области гендерной политики.
  • Уполномоченный по правам человека или иной орган, его заменяющий, в ежегодном докладе о своей деятельности отражает вопросы соблюдения прав и свобод граждан, в том числе реализации социального равенства мужчин и женщин.
  • Суды и правоохранительные органы обеспечивают судебную и правовую защиту граждан при нарушениях положений настоящего закона.

    Статья 20. Специальные меры по надзору и контролю за обеспечением гарантий равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин.

    В целях обеспечения контроля за соблюдением гендерного равенства в государстве при Президенте страны создается специальный Комитет (или иной орган ) по равноправию, на который возлагается общая ответственность за равноправие мужчин и женщин во всех сферах общественной, экономической и политической жизни Государства.

    В составе правительства и региональных органов управления создаются подразделения по реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

    Парламент ежегодно заслушивает Государственный доклад о положении дел в области равенства мужчин и женщин, представляемый правительством страны. Доклад подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

    Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством осуществляют мероприятия по разработке и осуществлению местных целевых программ, направленных на защиту и реализацию равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

    Статья 21. Гендерная экспертиза принимаемых законопроектов и иных нормативно-правовых актов.

    Комитет (иной орган) при Президенте, подразделения, созданные при правительстве и региональных органах управления, организуют проведение экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти на соответствие международным документам в области обеспечения равенства мужчин и женщин, готовят предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере гендерного равенства.

    К гендерной экспертизе законодательных актов с целью обеспечения ее независимости привлекаются на договорной возмездной основе ученые, специалисты, представители общественных и неправительственных организаций, при этом им предоставляются все необходимые материалы и документы, связанные с подготовкой законопроектов.

    Независимые эксперты участвуют в парламентских слушаниях, работе соответствующих комитетов, комиссий законодательных органов.

    Статья 22. Формирование государственной статистики и мониторинга в сфере обеспечения равноправия мужчин и женщин.

    Сбор статистических данных о различиях в доходах, доступе к вакансиям на рынке труда, в системе образования, в семье, в политике, государственной и муниципальной службах ведется раздельно по мужчинам и женщинам.

    Статья 23. Просвещение населения, государственных служащих всех рангов по вопросам гендерной политики государства.

    Государство организует массовое просвещение населения в школах, средних специальных учебных заведениях, в высших учебных заведениях по вопросам гендерного равенства, осуществляет финансирование соответствующих программ, обеспечивает использование возможностей государственных средств массовой информации.

    Правительство вводит обязательный образовательный курс о равноправии мужчин и женщин для государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, работников судов.

    К разработке программ обучения, подготовке специальной учебной литературы по гендерной тематике и чтению лекций привлекаются руководители государственных служб, ученые, общественные деятели, юристы, уполномоченные по правам человека.

    Статья 24. Участие общественных объединений в обеспечении социального равенства мужчин и женщин.

    Неправительственные женские организации, профессиональные союзы и иные общественные объединения имеют право:

  • принимать участие в выработке решений органов государственной власти и органов самоуправления по вопросам обеспечения равноправия мужчин и женщин;
  • в соответствии с законодательством представлять интересы и защиту прав мужчин и женщин в судах и иных государственных органах;
  • содействовать гендерному равенству в сфере трудовых отношений и социальной защиты;
  • выдвигать и поддерживать кандидатов, в программы которых входит защита принципов равноправия мужчин и женщин;
  • пользоваться другими правами, предоставляемыми им в соответствии с законодательством.

    Общественные объединения вправе получать от соответствующих государственных органов исполнительной власти, а также от органов самоуправления методическую, информационную и иную помощь, в объеме и порядке, установленном национальными программами, которые направлены на устранение дискриминации по признаку пола.

  • Глава V. Контроль за исполнением законодательства о равных
    правах и равных возможностях мужчин и женщин.

    Статья 25. Государственный надзор и контроль за соблюдением равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин.

    Государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, осуществляется в порядке, установленном законодательством страны.

    Статья 26. Взаимодействие органов государственного надзора и контроля с общественными организациями.

    Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о равных правах и равных возможностях мужчин и женщин в своей деятельности взаимодействуют с профессиональными союзами, неправительственными женскими организациями и иными общественными организациями.

    Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства о равных правах и равных возможностях для мужчин и женщин.

    Лица, нарушающие законодательство о равных правах и равных возможностях мужчин и женщин, допускающие открытую или скрытую дискриминацию по признаку пола, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством страны.

    Глава VI. Заключительные положения.

    Статья 28. Порядок введения в действие настоящего закона.

    Настоящий закон вступает в силу со дня официального опубликования.

    Статья 29. Приведение нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим законом.

    Предложить Президенту страны и поручить Правительству привести соответствующие нормативные правовые акты в соответствие с настоящим законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.

    Статья 30. Применение настоящего закона.

    Настоящий закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

    Если правоотношения возникли до введения в действие настоящего закона, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.