Индексная страница Написать письмо

ПРОФСОЮЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АРМЕНИИ
28 сентября 2009 г.

В последние два десятилетия вопрос о повышении роли профсоюзов вошёл в число приоритетных проблем. Тема эта обширна и многогранна. Один из важных её аспектов – профсоюзы в системе государственного управления Республики Армения, говорится в сообщении Отдела по работе с членскими организациями и связям со средствами массовой информации Конфедерации профсоюзов Армении.

Сегодня в республике немало государственных и общественных организаций, защищающих интересы трудящихся. Тем не менее, создание профсоюзных организаций становится необходимостью не только в частных организациях, но и в государственных учреждениях. В системе государственного управления Армении существуют организации, призванные защищать права трудящихся, и если учитывать, что в систему государственного управления входят и гражданские служащие, защищенные законом «О гражданских служащих РА», то возникает вопрос "А нуждаются и работники системы государственного управления в защите со стороны иной организации?" Ответ мы получили от председателей профсоюзных организаций двух министерств.

Председатель профсоюзной организации аппарата Министерства труда и социальных вопросов Андраник Геворкян, который занимает эту должность на общественных началах с июля 2004г., не согласен с мнением, что в системе государственного управления нет надобности иметь профсоюзную организацию. «В республике существуют правоохранительные органы, но в то же время был также создан институт защиты прав человека. В течение последних пяти лет возникало множество проблем, большая часть которых была разрешена при посредничестве профсоюзов», – считает А.Геворкян. Так при содействии профсоюзной организации министерства 4 работника министерства были восстановлены на работе. Активно участвуя в трёх судебных заседаниях суда I инстанции, профсоюзная организация министерства смогла восстановить справедливость. Когда государственные служащие министерства не получали причитающуюся им надбавку за более высокую категорию, профсоюзная организация министерства с целью защиты этих работников обратилась к министру труда и социальных вопросов, и после тщательного рассмотрения вопрос был решен в пользу работников.

Предметом озабоченности профсоюзной организации министерства стал также вопрос повышения базовой заработной платы государственных служащих. Этот вопрос был представлен на обсуждение отраслевого республиканского союза, который в свою очередь решением 4-го съезда довел его до правительства РА и Национального Собрания РА.

По мнению А.Геворкяна, работники объединяются в профсоюзы для защиты своих прав, для урегулирования взаимоотношений между работодателями и работниками, а также с целью улучшения социально-экономических условий, организации отдыха.

С этим мнением согласен и председатель профсоюзной организации работников аппарата Министерства охраны природы Арутюн Арутюнян. Профсоюзная организация данного министерства также занимается социальными вопросами государственных служащих, организацией их отдыха и иными вопросами. Что же касается защиты прав трудящихся, то она производится в рамках правомочности профсоюзов на основе Трудового кодекса РА. Многие работники министерства говорили о разносторонней деятельности профсоюзов, таких как оказание материальной помощи, организация праздничных мероприятий, летнего отдыха и т.д. Но к сожалению, возможности профсоюзов весьма ограничены.

Руководитель профсоюзной организации имеет также и обязанности государственного служащего. К примеру, А.Арутюнян является заместителем начальника отдела руководства и планирования водных ресурсов аппарата Министерства охраны природы, а А.Геворкян главным специалистом отдела пособий аппарата Министерства труда и социальных вопросов. Не возникает ли противоречий между их государственными и общественными должностями, не оказывает ли руководство государственных структур давление на лиц, ведущих общественную работу? А.Геворкян уверяет, что он никогда не испытывал какого-либо давления и прекрасно совмещает государственные и общественные обязанности.

Работники профсоюзной организации Министерства труда и социальных вопросов участвовали также в формировании Трудового кодекса: они представили свои замечания, состоящие из 24 пунктов, часть которых была принята во внимание. Что же касается повышения роли профсоюзов, то А.Геворкян считает, что его условием является точное исполнение законов, а также внесение необходимых изменений в законодательство.

Сторонником изменений в законе является также А.Арутюнян. Он считает, что при увольнении государственного служащего мнение профсоюзной организации также должно приниматься во внимание.

Оба собеседника выразили надежду, что усилению роли профсоюзов будет способствовать заключенный в 2009 г. Трёхсторонний договор между Правительством РА, Конфедерацией профсоюзов Армении и Союзом работодателей РА.