ПРИНЯТ МЕЖПАРЛАМЕНТСКИМ КОМИТЕТОМ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН, КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 1998 г. № 6–6
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О надзоре и контроле за соблюдением
законодательства об охране труда"
Настоящий Закон устанавливает порядок организации и
обеспечения надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране
труда работников на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее –
организации) независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности и направлен на обеспечение работодателями здоровых и
безопасных условий труда.
|
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины и определения
Для целей настоящего Закона применяемые термины означают:
надзор за охраной труда – деятельность специально
уполномоченных органов за соблюдением и точным исполнением органами
власти и управления, юридическими и физическими лицами, а также
должностными лицами законодательства об охране труда и иных нормативных
правовых актов по охране труда;
контроль за охраной труда – проверка представителями
(должностными лицами) специально уполномоченных органов, общественных
организаций соблюдения законодательства об охране труда и иных
нормативных правовых актов по охране труда;
инспектор по охране труда – должностное лицо,
являющееся представителем специально уполномоченного органа либо
профсоюзного органа и имеющее установленные нормативными правовыми
актами права надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране
труда, а также права наложения санкций за его нарушения на работодателей и
должностных лиц организаций. Конкретное наименование должности
инспектора по охране труда соответствующего органа надзора и контроля
устанавливается национальным законодательством;
инспекция труда – специально уполномоченный
государственный или профсоюзный орган, осуществляющий функции надзора и
контроля за соблюдением законодательства по охране труда.
|
Статья 2. Законодательство о надзоре и контроле за охраной труда
Законодательство о надзоре и контроле за охраной труда
состоит из соответствующих положений национальных законов о труде и об
охране труда, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними законов
и иных нормативных правовых актов.
|
Статья 3. Статус инспектора по охране труда
Инспектор по охране труда является служащим,
деятельность которого не зависит от государственных органов, работодателей
и должностных лиц. В соответствии с законодательством инспектору по охране
труда гарантируются необходимые права и меры социальной защиты, а также
обеспечение личной безопасности.
|
Статья 4. Задачи надзора и контроля
Задачами надзора и контроля являются:
защита прав работников на охрану труда, обеспечение
безусловного исполнения и правильного применения законодательства о труде
и об охране труда;
профилактика производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости;
принятие мер воздействия за нарушения законодательства
об охране труда;
разработка предложений по совершенствованию
законодательства об охране труда, стандартов, правил и норм, иных
нормативных правовых актов по охране труда;
оказание помощи организациям, работодателям,
должностным лицам в овладении знаниями по охране труда.
|
Статья 5. Объекты надзора и контроля
Объектами надзора и контроля являются:
действующие, строящиеся, реконструируемые,
проектируемые, законсервированные и ликвидируемые организации как
государственной, так и частной форм собственности, в том числе склады,
хранилища, предприятия торговли, сельскохозяйственные предприятия и
организации, в том числе фермерские хозяйства, учреждения культуры,
здравоохранения, образования и другие организации;
условия труда на рабочих местах и местах, к которым
имеют доступ работники в организациях;
документация по вопросам охраны труда в организациях;
заводы-изготовители и ремонтные организации,
поставляющие колесную и гусеничную технику, транспортные средства станки,
подъемные машины и механизмы, электрооборудование и электроустановки,
приборы, аппаратуру и другое производственное оборудование в части
соблюдения ими требований и норм охраны труда при выпуске указанной
продукции, а также условия труда работников в этих организациях;
научно-исследовательские, проектно-конструкторские,
технологические учреждения, институты, лаборатории, центры и другие
специализированные организации в части соблюдения ими требований и норм
охраны труда при разработке продукции, а также условия труда работников
этих учреждений и организаций;
средства производства (машины, станки, механизмы и т.д.)
и транспорта (железнодорожный, водный, воздушный и т.д.), средства
коллективной и индивидуальной защиты, приборы и аппаратура контроля за
состоянием условий и охраны труда (соответствие правилам и нормам охраны
труда и правильность эксплуатации);
тарифные соглашения, коллективные договоры и
соглашения, трудовые договоры (контракты) в части включения в них и
выполнения требований и норм охраны труда;
материалы расследования и учета несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
испытательные сертификационные центры (лаборатории),
осуществляющие испытания на соответствие правилам и нормам охраны труда
объекты, средства производства и защиты работающих.
|
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА
СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Статья 6. Структура и основные полномочия системы органов
государственного надзора и контроля за соблюдением
законодательства об охране труда
Государственный надзор и контроль за соблюдением
законодательства об охране труда осуществляют следующие государственные
органы.
6.1. Прокуратура
Прокуратура осуществляет высший надзор и контроль за
выполнением законодательных и иных нормативных правовых актов по
охране труда.
6.2. Государственная инспекция труда как самостоятельная
государственная структура либо при специально уполномоченном органе по
труду. В соответствии с национальным законодательством государственный
надзор и контроль могут быть возложены на техническую инспекцию труда
профессиональных союзов.
Государственная инспекция труда:
осуществляет государственный надзор и контроль за
соблюдением законодательства о труде и охране труда, а также связанных с
ним законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе о
возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном
страховании, занятости, банкротстве и приватизации организаций, а также в
коллективных договорах (соглашениях), трудовых договорах (контрактах);
определяет главные направления и приоритеты
деятельности государственных инспекций труда;
осуществляет организационное и методическое
руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативно-
правовое и материальное обеспечение;
анализирует причины нарушений законодательства и иных
нормативных правовых актов о труде и охране труда и готовит
соответствующие предложения по совершенствованию указанных актов;
анализирует состояние и причины производственного
травматизма и разрабатывает предложения по их профилактике;
в установленном порядке принимает участие в
расследовании несчастных случаев на производстве;
проводит предупредительный надзор за строительством
новых и реконструкцией (ликвидацией) действующих объектов
производственного назначения с целью предотвращения отступлений от
проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность;
участвует в обучении работодателей и работников по
вопросам охраны труда;
дает заключения по проектам строительных норм и правил
(СНиП) и других нормативных документов по вопросам строительства на
соответствие их требованиям норм и правил по охране труда;
участвует в разработке государственных стандартов
Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и
иные обращения работников о нарушениях их трудовых, социально-
экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их
устранению;;
информирует общественность о выявленных в
организациях нарушениях нормативных правовых актов о труде и охране труда,
ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников;
готовит и представляет в установленном порядке
президенту государства ежегодный доклад о деятельности инспекции и
соблюдении законодательства о труде и охране труда.
6.3. В соответствии с национальным законодательством при
органах по труду создается государственная экспертиза условий труда, которая
осуществляет государственный контроль за:
состоянием условий труда в организациях и реализацией
государственной политики по их приведению в соответствие с требованиями
нормативных правовых актов по условиям и охране труда;
правильностью предоставления работникам организаций
предусмотренных законодательством льгот и компенсаций за тяжелые работы
и работы с вредными и/или опасными условиями труда;
соблюдением требований нормативных правовых актов по
охране труда при проектировании новых и реконструкции действующих
производственных объектов, аттестации рабочих мест, сертификации
производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда и
лицензировании отдельных видов деятельности.
6.4. Госгортехнадзор
Госгортехнадзор осуществляет надзор за соблюдением
требований безопасности на подконтрольных производствах, объектах и
работах, проверяет в случае необходимости на заводах-изготовителях и
ремонтных предприятиях соответствие требованиям безопасности
(стандартам, правилам и нормам) подконтрольного оборудования.
6.5. Госкомсанэпиднадзор
Госкомсанэпиднадзор осуществляет государственный
санитарно-эпидемиологический надзор на территории страны, проводит
государственную регистрацию потенциально опасных химических и
биологических веществ, создает государственную систему наблюдения, оценки
и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды
обитания человека.
6.6. Государственная автомобильная инспекция
На Госавтоинспекцию возлагается контроль за соблюдением
стандартов и нормативов, устанавливающих требования к конструкции и
техническому состоянию находящихся в эксплуатации механических
транспортных средств и прицепов к ним в части безопасности дорожного
движения, наличию дорожных знаков, а также нормативных актов,
устанавливающих требования безопасности движения при перевозках
тяжеловесных, опасных и негабаритных грузов
6.7. Госпожнадзор
Госпожнадзор осуществляет надзор за соблюдением
предприятиями, должностными лицами и гражданами законодательства в
области пожарной безопасности, требований пожарной безопасности
стандартов, норм и правил, а также контроль за пожарной безопасностью
товаров, работ, услуг
6.8. Госстандарт
Госстандарт осуществляет надзор за соблюдением
обязательных требований государственных стандартов Системы стандартов
безопасности труда (ССБТ), контроль за правильностью проведения
сертификации, применяет в пределах своей компетенции санкции за их
несоблюдение
6.9. Госатомнадзор
Госатомнадзор организует и осуществляет надзор за
соблюдением действующих правил и норм ядерной и радиационной
безопасности при производстве, обращении и использовании в мирных и
оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных
веществ и изделий, разрабатываемых и выпускаемых на их основе, за
разработкой и проведением мероприятий по предупреждению аварий на
поднадзорных объектах; проводит инспекции, связанные с осуществлением
регулирования и надзора
за безопасностью поднадзорных объектов, применяет санкции при нарушениях
требований правил и норм по безопасности
6.10. Госэнергонадзор
Госэнергонадзор осуществляет надзор за соблюдением
предприятиями правил устройства электрических установок, технической
эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и техники
безопасности при их эксплуатации
6.11. Ведомственные органы надзора
Ведомственные органы надзора могут создаваться в
соответствии с национальным законодательством в органах хозяйственного
управления всех уровней и осуществляют свои функции на основании
положений о них, утвержденных в установленном порядке.
|
Статья 7. Контроль региональных и местных органов
исполнительной власти и органов по труду
Региональные и местные органы исполнительной власти и органы по труду:
организуют разработку и контроль за реализацией
программ (мероприятий) по охране труда, имеющих межотраслевое значение,
выполнением коллективных договоров на территории, обеспечением
работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
обеспечивают координацию и взаимодействие органов
надзора и контроля;
информируют общественность о состоянии охраны труда
на территории, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников,
организуют обмен опытом организаций по охране труда.
|
Статья 8. Внутриведомственный контроль
Министерства, ведомства осуществляют
внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства об охране
труда работников в подчиненных организациях
|
Статья 9. Общественный контроль за охраной труда
Общественный контроль за охраной труда осуществляют:
профессиональные союзы в лице соответствующих
органов и иные уполномоченные работниками представительные органы.
В этих целях профсоюзы имеют право создавать
собственные инспекции;
работники организации через избранных ими
уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда.
Допускаются и другие формы общественного контроля за
охраной труда в соответствии с национальным законодательством.
|
Глава 3. ПРАВА ОРГАНОВ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ
Статья 10. Права органов государственного надзора и контроля
Должностные лица органов государственного надзора и
контроля за охраной труда имеют право:
беспрепятственно, при предъявлении удостоверения
установленного образца, посещать в любое время суток, в том числе без
предупреждения, организации в целях осуществления надзора и контроля за
соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и
охране труда;
осуществлять проверки органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления по реализации ими государственной политики в
области охраны труда (в пределах их компетенции);
запрашивать и получать бесплатно от органов
исполнительной власти субъектов государства и местного самоуправления,
организаций документы, объяснения и иную информацию, необходимую для
выполнения надзорных и контрольных функций; изымать в организациях во
временное пользование документы или их копии в целях выполнения своих
функциональных обязанностей;
участвовать в переговорах при заключении генерального и
тарифных соглашений, а также коллективных договоров;
привлекать специалистов в качестве экспертов;
проводить собеседования и опросы работников
организаций и их представителей, а также руководителей и специалистов
проверяемой организации;
осуществлять надзор и контроль трудовой деятельности
граждан, работающих по договорам на дому;
участвовать в комиссиях по испытаниям и приемке
производственных объектов, средств производства, транспортных средств,
средств защиты работающих;
налагать в установленном законодательством государства
об административных правонарушениях порядке штрафы на работодателей,
должностных лиц и других ответственных работников организаций, виновных в
нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране
труда;
предъявлять работодателям, должностным лицам и другим
ответственным работникам организаций обязательные для исполнения
предписания об устранении нарушений законодательства и иных нормативных
правовых актов о труде и охране труда, о привлечении виновных в этих
нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от
должности в установленном порядке;
приостанавливать работу отдельных производственных
подразделений и оборудования при выявлении нарушений законодательных и
иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, которые создают
угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном
порядке обучение, инструктаж и проверку знаний, правил, норм и инструкций по
охране труда;
пользоваться техническими средствами организации в
служебных целях.
Руководители государственных инспекций имеют право:
рассматривать с органами исполнительной власти
вопросы, относящиеся к компетенции государственной инспекции, требовать
устранения допускаемых нарушений национального законодательства и иных
нормативных правовых актов о труде и охране труда;
направлять в соответствующие правоохранительные и
судебные органы информацию, исковые требования и иные материалы по
фактам нарушений законодательства о труде и охране труда, невыполнения
предписаний государственных инспекторов;
принимать обязательные для исполнения решения о
приостановке работы организаций, на которых выявлены нарушения
требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью
работников, до устранения этих нарушений;
запрещать производство средств индивидуальной и
коллективной защиты, не имеющих сертификата безопасности или не
соответствующих требованиям стандартов и технических условий.
|
Статья 11. Права органов общественного контроля
Профессиональные союзы в лице их соответствующих
органов (технической инспекции труда профсоюзов) и иные уполномоченные
работниками представительные органы имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями
законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
проводить независимую экспертизу условий труда и
обеспечения безопасности работников организаций;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять
самостоятельное их расследование;
получать информацию от работодателей, должностных лиц
организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих
регистрации несчастных случаях на производстве и профессиональных
заболеваниях;
предъявлять требования о приостановке работ в случае
непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
осуществлять выдачу работодателям обязательных к
рассмотрению и выполнению предписаний (представлений) об устранении
выявленных нарушений законов и иных нормативных актов по охране
труда;
осуществлять проверку состояния условий и охраны труда,
выполнения обязательств работодателей по вопросам охраны труда,
предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми
договорами (контрактами);
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и
приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства
в качестве независимых экспертов;
участвовать в переговорах при заключении генерального и
тарифных соглашений, а также коллективных договоров;
принимать участие в разработке и согласовании
нормативных правовых актов по охране труда;
обращаться в установленном законодательством порядке
в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности
работодателей и иных должностных лиц, виновных в нарушении нормативных
требований по охране труда, сокрытии несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
|
Статья 12. Право на разработку нормативных правовых актов по охране труда
Органы государственного надзора и контроля в
соответствии с положениями о них имеют право на разработку, утверждение
самостоятельно или совместно с заинтересованными организациями
обязательных для исполнения норм и правил в области сохранения здоровья
работающих, охраны и безопасности труда; рассматривают и согласовывают
проекты стандартов, норм и правил, других нормативных документов,
участвуют в разработке государственных программ (планов) по указанным
вопросам, рассматривают и согласовывают в части учета требований охраны и
безопасности труда, сохранения здоровья работающих документацию на
строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое
перевооружение организаций, зданий и сооружений, бытовых комплексов
организаций.
|
Глава 4. СОТРУДНИЧЕСТВО И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ
Статья 13. Сотрудничество и взаимодействие
государственных органов надзора и контроля с
общественными организациями и органами исполнительной
власти, ведомственными органами надзора
Основные принципы и направления сотрудничества и взаимодействия:
добросовестная защита прав и гарантий работников на
охрану труда;
сохранение единства принципов и направлений
государственной политики по охране труда; согласованная подготовка
предложений при разработке и пересмотре принципов и направлений
государственной политики в области охраны труда;
согласованное принятие мер по решению важнейших
направлений охраны труда, создание безопасных техники и технологий,
обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты,
льготами и компенсациями за вредные условия труда, сертификация
производственных объектов, возмещение вреда потерпевшим на
производстве, определение приоритетов в научных исследованиях и
разработках по охране труда;
координация деятельности по совершенствованию
законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труде;
проведение совместных комплексных проверок состояния
условий и охраны труда в организациях, рассмотрение их результатов,
принятие согласованных решений и мер воздействия к организациям.
Сотрудничество и взаимодействие по отдельным видам
деятельности в области надзора и контроля за охраной труда между органами
надзора и контроля регулируются положениями об этих органах и
соглашениями между ними.
|
Статья 14 Сотрудничество и взаимодействие органов
надзора и контроля с аналогичными органами за рубежом
Органы надзора и контроля в установленном порядке осуществляют
международное сотрудничество, в том числе участвуют в разработке
международных договоров и соглашений, разработке и осуществлении
совместно с заинтересованными организациями мероприятий,
обеспечивающих выполнение обязательств, принятых государством по
вопросам условий и охраны труда, входящих в компетенцию органов надзора
и контроля
|
Статья 15 Информация и консультации
Органы надзора и контроля информируют население, а также
органы власти и управления о состоянии условий и охраны труда Органы
надзора и контроля информируют друг друга:
об утверждении норм, правил, стандартов по условиям,
гигиене и безопасности труда работающих, а также об изменениях и
дополнениях к ним, о других руководящих и методических документах;
о плановых проверках состояния условий и охраны
труда;
о проводимых научно-исследовательских работах в
области условий и охраны труда;
о рассмотрении важнейших вопросов по условиям, гигиене,
охране и безопасности труда на своих заседаниях.
Органы надзора и контроля оказывают консультативную помощь:
органам исполнительной власти, работодателям и
общественным организациям при разработке и заключении ими коллективных
договоров и соглашений;
органам исполнительной власти, работодателям
общественным организациям и отдельным работникам по вопросам
правильного и наиболее эффективного использования ими их прав и
обязанностей по вопросам охраны труда.
Статья 16. Решения органов надзора и контроля
Решения органов надзора и контроля должны быть
конкретными, подкреплены ссылками (при необходимости — выдержками,
извлечениями) на действующее законодательство о труде и об охране труда,
иные нормативные правовые акты по охране труда и не должны допускать
двоякого толкования
|
Статья 17 Обжалование решений органов надзора и контроля
Решения инспекторов по охране труда могут быть
обжалованы их руководителям по подчиненности Решения инспекторов по
охране труда и органов надзора и контроля могут быть обжалованы также в
судебном порядке Подача жалобы или обращение в суд не приостанавливает
действия принятого органом надзора и контроля (инспектором) решения,
предписания, штрафа
Решения руководителей инспекций и главных государственных инспекторов
могут быть обжалованы в судебном порядке
|
Глава 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Статья 18. Финансирование органов надзора и контроля
Финансирование деятельности государственных органов
надзора и контроля осуществляется за счет средств бюджета государства и
выделяется в нем отдельной строкой в соответствии с законодательством
Дополнительными источниками финансирования
деятельности органов надзора и контроля могут быть внебюджетные средства,
образуемые за счет:
части средств, взысканных с предприятий и должностных
лиц за нарушения законодательства о труде и об охране труда, иных
нормативных правовых актов по охране труда;
средств, поступающих от деятельности по организации
работы по охране труда и получаемых по договорам непосредственно
органами надзора и контроля;
средств, поступающих за выполнение
специализированными учреждениями органов надзора и контроля работ и
услуг по договорам с организациями (работодателями);
средств от издательской деятельности;
добровольных взносов и пожертвований предприятий,
учреждений, организаций, общественных объединений и отдельных
граждан.
Внебюджетные средства используются для участия в
финансировании работ по созданию новых средств коллективной и
индивидуальной защиты работающих, приобретения средств надзора и
контроля, улучшения материально-технического обеспечения органов надзора
и контроля, стимулирования труда работников этих органов.
|
Статья 19. Материально-техническое обеспечение
деятельности органов надзора и контроля
В целях осуществления эффективной деятельности по
надзору и контролю, проведения максимального количества обследований
закрепленных организаций органам надзора и контроля компетентными
органами власти и управления должны быть созданы материально-технические
условия, в том числе:
помещения и их оборудование (достаточная площадь, с
возможностью приема посетителей наедине, проведения совещаний,
освещение, отопление, вентиляция, санитарно-бытовые устройства, защита от
проникновения посторонних лиц, множительная техника, компьютер, пишущая
машинка, радио, сейф или несгораемый шкаф, мебель (столы, стулья),
холодильник, шкафы и полки для размещения литературы, документов);
бланки установленного образца, печати с изображениями
государственного герба (для государственных инспекций) и своими
наименованиями;
средства связи (телефон, телефакс, пейджер и т.д.);
транспорт (выделяется легковая автомашина на несколько
человек, на инспекцию или регион);
технические средства надзора и контроля (карманного типа
– для экспресс-контроля уровней шума, вибрации, радиоактивности,
освещенности и т.д.; при наличии автотранспорта – те же, но более
совершенные; фотоаппарат, видео- или кинокамера и принадлежности к ним,
средства просмотра и прослушивания отснятого материала – телевизоры,
видеомагнитофоны, аудиоаппаратура);
компостеры и пломбы установленного образца для
опечатывания запрещенных к эксплуатации производственных объектов;
льготы и компенсации для осуществления функций
надзора и контроля (внеочередное приобретение билетов на все виды
общественного транспорта, в том числе по льготному тарифу, размещение в
гостиницах, льготное пользование средствами связи, льготная оплата
коммунальных услуг за пользование служебным помещением и его
оборудованием);
возмещение расходов (транспортных – за пользование
общественным транспортом по предъявлении проездных документов либо
выделение наличных средств с учетом максимально возможных разъездов для
осуществления функций надзора и контроля;
на приобретение канцелярских товаров, расходных
материалов к компьютеру, телефаксу, на топливо для автомашины, ее
содержание и эксплуатацию).
|
Статья 20. Делопроизводство органов надзора и контроля
Делопроизводство органов надзора и контроля включает:
банк законодательных и иных нормативных правовых актов
по охране труда;
распоряжения вышестоящих организаций;
данные о состоянии травматизма и профессиональной
заболеваемости;
планы работы, графики проверок, картотеку;
материалы надзора и контроля, обследований;
предписания и санкции;
материалы расследования несчастных случаев на
производстве, профзаболеваний;
данные о контроле выполнения предписаний, мероприятий
по несчастным случаям;
письма, обращения и жалобы работников; решения,
принятые по ним;
переписку, разъяснения, отчеты, справки, доклады и т.д.,
не противоречащие функциональным обязанностям органов надзора и
контроля.
|
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. Отчетность и гласность работы органов надзора и контроля
Органы надзора и контроля обеспечивают отчетность и гласность своей
деятельности в соответствии с установленным порядком.
При этом должны соблюдаться:
периодичность;
конфиденциальность;
четкость и правдивость содержания докладов.
|
Статья 22. Запрет на отдельные виды деятельности и
действий должностных лиц органов надзора и контроля
Должностным лицам органов надзора и контроля запрещается:
как-либо участвовать в коммерческой и
предпринимательской деятельности организаций, прямо или косвенно
находящихся под их контролем, в том числе участвовать в управлении
организацией лично или через членов семьи, а также получать с них доход,
выраженный в любой форме (деньги, акции и т.д.), получать подарки или
услуги;
разглашать производственную и коммерческую тайну
подконтрольных предприятий, способы разработки, изготовления и
эксплуатации продукции предприятий, применяемых технологий, ноу-хау
и т.д.;
разглашать сведения об источнике жалоб и обращений,
если заинтересованное лицо не дает разрешения на их разглашение;
совмещать работу в органе государственного надзора и
контроля с депутатской деятельностью;
использовать в неслужебных целях
материально-технические и финансовые средства обеспечения,
государственное имущество и служебную информацию.
|
Статья 23. Ответственность органов надзора и контроля
Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за
соблюдением законодательства о труде, об охране труда и иных нормативных
правовых актов по охране труда в государстве, несут, в соответствии с
законодательством, ответственность за выполнение возложенных на них
обязанностей и за неправильное использование предоставленных им прав.
|
Статья 24. Ответственность работодателей и должностных лиц
Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении
законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов по
охране труда, препятствующие деятельности органов надзора и контроля,
привлекаются к ответственности (административной, дисциплинарной,
уголовной) в соответствии с национальным законодательством.
|
|